Navigation bar
  Print document Start Previous page
 82 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
уже не вернется на родину. Если же руководитель поощряет развитие научных связей своих
подчиненных с коллегами за рубежом, в том числе и в виде стажировок различной длительности,
если он оценивает уезжающих за рубеж членов своего научного подразделения как его достойных
представителей на переднем крае мировой науки, то, во-первых, эти ученые не порывают связи со
своей группой и ее членами, по мере своих возможностей снабжают их оперативной новейшей
информацией, способствуют развертыванию совместных исследований; во-вторых, сохраняют
уверенность в том, что, вернувшись на родину, продолжат работу в своей научной группе
(Аллахвердян, Юревич, 1992).
Эмпирические исследования свидетельствуют о сдерживающем влиянии на "утечку умов"
доминирующей в малой группе психологической атмосферы. Перспективная коллективная
исследовательская программа и благоприятные межличностные отношения способствуют тому,
что возникшая у научного сотрудника потенциальная установка на отъезд частично
дезактуализируется. Тем самым очевидна необходимость учета роли психологических факторов
при решении актуальных организационных и кадровых проблем современной науки, в том числе
охватывающих интегративные и дезинтегративные процессы в малых группах.
 
ю*
147
 
Глава 5. Психология и информатика'
Применительно к людям науки компьютерная грамотность имеет особое значение, определяемое
спецификой их деятельности. Следует обратиться к интеллектуально-мотивационным
особенностям этой деятельности, чтобы проанализировать характер тех преобразований, которые
теперь уже начинает производить в ней компьютер. Нет никаких оснований сомневаться в том,
что эти преобразования уже в ближайшее время будут нарастать в непредсказуемых масштабах и
направлениях. Но нет также оснований сомневаться и в другом: сколь невообразимыми они бы ни
оказались, их характер и впредь будет определяться сущностью науки, каковой она сложилась в
веках.
Наука - это производство нового знания, соответствующего исторически принятым критериям.
Это производство, как и любое другое, имеет своего субъекта и требует организационных
структур. Обычно под субъектом имеют в виду конкретного индивида. Но каждый индивид,
работающий в науке, каким бы уникальным и оригинальным по своим идеям он ни был, является
членом сообщества, группы, школы, научного микросоциума и научного макросоциума. Каждое
его личное достижение (новое знание) находится под их контролем и оценкой. Это создает одну из
главных психологических коллизий научного творчества. Свою социальную миссию ученый
выполнит при следующем непременном условии: он добудет такое знание, которое до него не
было записано в памяти науки. Только тогда он может претендовать на права и привилегии,
которые общество предоставляет ученым. Его индивидуальное, личное достижение не имеет
значения, если оно не получит социальную апробацию. Ученый мир должен согласиться с его
притязанием на то, что он первым добыл знание, достойное быть оцененным как научная истина -
хотя бы и самая малая. Обитатели ученого мира оповещают его об этом, в частности, в форме
ссылок на него. В свою очередь, у него нет иного способа определить новизну собственного
вклада, как сопоставить его с вкладами других. Поэтому он, публикуя результаты исследования,
не просто излагает установленные им самим факты и теоретические данные, но включает в свой
текст сведения о том, что сделано другими, отсылает к их работам, прилагает список
использованной литературы. В каждом научном тексте представлена наряду с информацией об
исследованных объектах информация о людях, в об-
*При участии В. А. Маркусовой.
148
 
щении со взглядами которых на объекты сформировалось собственное видение ученого. Он ведет
себя определенным образом как по отношению к изучаемым объектам (наблюдая,
экспериментируя, вычисляя и т. д.), так и по отношению к другим индивидам, занятым сходной
деятельностью. Зафиксированным выражением его отношения к этим другим является его особое
поведение в научном мире, которое может быть условно названо цитат-поведением.
Под "цитат-поведением" мы понимаем деятельность ученых по использованию в своих
Hosted by uCoz