Navigation bar
  Print document Start Previous page
 88 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
творческого мышления, его предпосылок, заложенных в характеристиках интеллекта - степени его
развития и специфической структуре.
Наконец, ученый - это не мыслящая машина, но человек, со всеми присущими ему
индивидуально-психологическими свойствами. Может быть, не случайно ходят легенды об
одержимости, рассеянности, чудачествах ученых, может быть, именно благодаря этим или каким-
то еще качествам некоторым людям суждено стать учеными, а другим - нет, сколько бы они ни
старались?
Таким образом, поиск специфических особенностей человека науки осуществлялся параллельно в
трех сферах, хотя в разные периоды времени акцент переносился то на одну, то на другую: 1)
процесс мышления; 2) структура интеллекта и уровень его развития; 3) собственно личностные
черты.
Параллельно с изучением структуры творческого мышления ученых и изобретателей и поиском
его отличительных особенностей бурно развивались исследования основного "рабочего органа"
ученого - его ума, интеллекта.
158
 
Первым исследователям этой проблемы казалось само собой разумеющимся, что корень
способности к научному творчеству следует искать в особых свойствах интеллекта и прежде всего
в более высоком по сравнению со средним уровне его развития (Гальтон, 1996). В этом случае,
сравнивая людей по "количеству ума", можно отобрать самых умных, которые, вероятно,
окажутся и наиболее продуктивными в науке.
§ 2. Тестология общих интеллектуальных способностей
В 1905 г. появился первый тест интеллекта, известный под названием шкалы Бине-Симона.
Возникнув для вполне конкретной задачи школьной практики - обследования детей, не
справлявшихся с обучением в школе, тесты интеллекта очень быстро перешагнули эти рамки и
породили в 20-х годах нашего столетия настоящий тестовый бум. Разрабатывались все новые и
новые варианты тестов; тестированию подвергались самые разные возрастные группы - от
дошкольников до престарелых граждан, от умственно отсталых детей до известных ученых.
Постепенно тесты стали восприниматься как универсальное средство оценки и отбора.
Этот период развития психологии можно назвать "интеллектуальным". С одной стороны, для
создания новых тестов необходимо было углублять и расширять представления о самом
интеллекте. С другой стороны, тестовые исследования давали колоссальный материал для анализа
и теоретического осмысления. Основные дискуссии велись вокруг двух ключевых вопросов: что
такое интеллект и что можно узнать о нем из тестов.
"Всякий умный человек знает, что такое интеллект... Это то, чего нет у других". Эта шутка,
приведенная в одном из зарубежных учебников по психологии, содержит в себе слишком много
правды. В обыденной жизни все мы пользуемся понятием интеллекта и прекрасно понимаем друг
друга; но как только требуется объяснить, что под этим подразумевается, большинство
оказывается в ситуации "понимаю, а сказать не могу". Надо признать, что когда речь заходит об
интеллекте, то и профессиональные психологи находятся примерно в таком же положении.
Первоначально интеллект понимался как врожденная общая познавательная способность. В
дальнейшем в его структуре наряду с так называемым фактором общего интеллекта стали
вычленять отдельные факторы, отвечающие за специфические способности к тому или иному
виду познавательной деятельности (например, способность к пространственному мышлению, вер-
159
 
бальные, счетные способности и многие другие) (Thurstone, 1938). Поскольку разные
исследователи раскладывают интеллект на разные составляющие в зависимости от своего
представления о его структуре, то фактически каждый тест измеряет то, что считает интеллектом
его автор. Поэтому показатели, полученные одним и тем же человеком в конкретных тестовых
процедурах, зачастую не совпадают, и уж тем более неправомерно отождествлять их с общей
оценкой познавательных возможностей индивида.
О чем действительно можно судить по тестам - так это о степени обучаемости человека, а также о
достигнутом им на момент испытания уровне развития той или иной способности. Но по ним
нельзя сказать, является ли полученный результат проявлением врожденных задатков индивида
или же отражением благоприятных/неблагоприятных условий его жизни и воспитания.
Появление первых тестов интеллекта породило надежду на быстрое решение проблемы ранней
Hosted by uCoz