Navigation bar
  Print document Start Previous page
 97 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Чем дальше, тем больше подвергаются критике как исходные допущения, лежащие в основе
подхода "по чертам", так и способы их эмпирической проверки. Так, тезис о том, что личностные
черты "творческих" и "нетворческих" ученых существенно различаются между собой, не
подтвердился в эксперименте с участием контрольных групп (MacKinnon, 1964). Результаты
других исследований не подтверждают мнение о специфичности выделенных черт именно для
ученых и заставляют предположить, что выдающиеся деятели разных областей - политики,
ученые, художники - имеют больше общего между собой, чем с посредственными
представителями того же рода занятий (Mansfield, Busse, 1981).
Также бездоказательным остается утверждение о том, что сходные черты выдающихся ученых
являются причиной их успеха на научном поприще. Не исключено, что похожие качества
развиваются вследствие успеха, как реакция на особую, благоприятную социальную ситуацию.
Наконец, сомнению подвергается основное допущение - что выдающиеся ученые должны быть
похожи друг на друга. Ведь специфика дисциплины, специализации деятельности внутри нее, а
также конкретной проблемы объективно требует от работающих в них ученых проявления разных
качеств: от кого-то - скрупулезности, терпения и добросовестности для проведения
экспериментов, перепроверки фактов; от кого-то, наоборот, полета фантазии, импульсивности; от
кого-то - огромной уверенности в себе, позволяющей идти на риск; от кого-то - постоянного
сомнения в выводах и поиска новых аргументов.
Проблемные ситуации в науке при всем внешнем сходстве принципиально неповторимы и каждый
раз требуют от того, кто ими занимается, многообразных свойств. При этом не только личностные
черты оказывают влияние на выбор проблемы и манеру взаимодействия с нею, но и содержание
выполняемой деятельности мощно воздействует на формирование личности.
174
 
Если между учеными и есть какое-то сходство, то оно, по мнению критиков подхода, должно
лежать намного глубже - в области потребностей, ценностей, мотивов.
Значительное влияние на развитие представлений о творческой личности оказали работы Р.
Кэггелла, который провел факторный анализ личностных характеристик ученых, используя
биографические материалы о деятелях науки прошлого и результаты тестирования современных
научных работников. Согласно его данным, ученым свойственны выраженная "шизотимия", т. е.
отрешенность, сосредоточенность на своем внутреннем мире, довольно высокий уровень общего
интеллекта, скептицизм и критичность, выше средней сила собственного "Я" и эмоциональная
стабильность, сильное стремление к доминированию и влиянию на окружающих, а также
"самообуздание", проявляющееся в сдержанности, серьезности, замкнутости, склонности
предаваться глубоким раздумьям (Cattell, 1963).
Хотя описание, данное Кэттеллом, рисует ученого скорее как сильную, самостоятельную
личность, использование им ряда клинических терминов способствовало частичному
возрождению представлений об ученом как о человеке психически нездоровом.
Общий вывод Кэттелла состоял в том, что ученый по своей сути интроверт - человек, обращенный
внутрь себя самого, фиксированный на явлениях своего внутреннего мира, в противоположность
экстраверту, который направлен на внешний мир и его объекты. Кроме того, ученым, по мнению
этого автора, свойственно брать на себя ответственность за собственные достижения и неудачи, а
не приписывать их действию внешних обстоятельств. Последнее качество является необходимой
предпосылкой внутренней свободы и зрелости личности. Сам Кэттелл считал, что его результаты
со всей очевидностью показывают, что творческая способность коренится в личности и ее
ценностях, а не в познавательных навыках.
§ 2. Типологии ученых1
Из всех соображений В.Оствальда наибольшую известность приобрела его попытка
классификации ученых по двум разрядам. В своей книге "Великие люди" он разделил ученых на
классиков и романтиков. Первые склонны к скрупулезным эмпирическим исследованиям, к
индуктивному стилю мышления (ла-
' Совместно с М. Г. Ярошевским.
175
 
тинское слово "индукция" означает "поведение"), т. е. имеется в виду такая обработка данных
опыта, которая позволяет установить "общий взгляд относительно сходных предметов"
(Аристотель). Классики отличаются обстоятельностью и пунктуальностью, медлительностью,
Hosted by uCoz