Navigation bar
  Print document Start Previous page
 2 of 107 
Next page End  

науки  (Hitschmann.  Freuds  Neurosenlehre.  2  Aufl.,  1913;  Pfister.  Die
psychoanalytische  Methode, 1913; Leo  Kaplan. Grundzьge  der Psychoanalyse,
1914;  Regis et  Hesnard.  La  psychoanalyse  des nevroses et des psychoses,
Paris,  1914;  Adolf  F.   Meijer.  De  Behandeling  van   Zenuwzieken  door
Psycho-Analyse. Amsterdam,  1915).  Это  точное изложение лекций, которые  я
читал в  течение  двух зимних семестров  1915/16  г. и 1916/17  г. врачам  и
неспециалистам обоего пола.
     Все  своеобразие  этого  труда,  на которое обратит  внимание читатель,
объясняется условиями его возникновения. В лекции нет  возможности сохранить
бесстрастность научного  трактата.  Более того, перед лектором стоит  задача
удержать  внимание слушателей  в  течение почти  двух  часов.  Необходимость
вызвать  немедленную реакцию  привела к  тому, что один  и  тот  же  предмет
обсуждался  неоднократно, например  в  первый  раз  в  связи  с  толкованием
сновидений, а  затем в связи с проблемами неврозов. Вследствие такой  подачи
материала некоторые важные темы, как, например, бессознательное, нельзя было
исчерпывающе  представить  в  каком-то   одном  месте,  к   ним  приходилось
неоднократно возвращаться и снова их оставлять, пока не представлялась новая
возможность что-то прибавить к уже имеющимся знаниям о них.
     Тот,  кто  знаком  с  психоаналитической  литературой,  найдет  в  этом
"Введении" немногое из  того, что  было бы ему неизвестно из  других,  более
подробных   публикаций.   Однако  потребность  дать  материал  в  целостном,
завершенном виде вынудила автора привлечь в отдельных разделах (об этиологии
страха, истерических фантазиях) ранее не использованные данные.
     Вена, весна 1917 г.
     З. Фрейд
ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ * 
ВВЕДЕНИЕ
     Уважаемые дамы и  господа!  Мне  неизвестно, насколько каждый из вас из
литературы или понаслышке знаком  с психоанализом. Однако само название моих
лекций --  "Элементарное  введение в  психоанализ" --  предполагает, что  вы
ничего не знаете об этом и готовы получить от меня первые сведения. Смею все
же предположить, что  вам известно следующее: психоанализ  является одним из
методов лечения  нервнобольных;  и тут  я  сразу могу  привести  вам пример,
показывающий,  что  в  этой  области  кое-что  делается  по-иному  или  даже
наоборот, чем  принято  в медицине. Обычно, когда  больного начинают  лечить
новым  для него методом, ему стараются внушить, что опасность не так велика,
и уверить  его в успехе лечения. Я думаю, это совершенно оправданно, так как
тем самым мы повышаем шансы на  успех. Когда же мы начинаем лечить невротика
методом психоанализа, мы  действуем  иначе.  Мы  говорим  ему  о  трудностях
лечения, его продолжительности,  усилиях и жертвах, связанных с  ним. Что же
касается успеха, то мы говорим, что не можем его гарантировать, поскольку он
зависит  от поведения больного,  его понятливости, сговорчивости и выдержки.
Естественно,  у  нас  есть  веские  основания   для  такого  как   будто  бы
неправильного  подхода  к  больному,  в  чем  вы,  видимо,  позднее  сможете
убедиться сами.
     Не сердитесь, если я на первых порах буду обращаться с вами так же, как
с этими нервнобольными. Собственно говоря, я советую вам отказаться от мысли
прийти сюда  во  второй раз.  Для этого  сразу  же хочу  показать вам, какие
несовершенства неизбежно  присущи обучению  психоанализу  и  какие трудности
возникают в процессе выработки  собственного суждения о нем. Я  покажу  вам,
Hosted by uCoz