Navigation bar
  Print document Start Previous page
 29 of 107 
Next page End  

Описка действительно  указывает  на то, что человека могла занимать мысль  о
заражении людей, но она не позволяет утверждать, носит ли эта мысль характер
явного злого  умысла или практически  безобидной  фантазии. Вполне возможно,
что человек, допустивший такую описку, будет  отрицать эту фантазию с полным
субъективным правом и считать
     ее  совершенно  чуждой для себя. Когда мы в дальнейшем будем  разбирать
различие  между психической и материальной реальностью, вы еще лучше сможете
понять эту возможность.  В данном  же  случае  ошибочное  действие приобрело
впоследствии непредвиденное значение.
     При  очитке мы  имеем  дело  с психической ситуацией,  явно отличной от
ситуации, в которой происходят оговорки и описки. Одна из двух конкурирующих
тенденций заменяется здесь сенсорным возбуждением и, возможно, поэтому менее
устойчива. То, что  следует прочитать, в отличие от того,  что намереваешься
написать,  не   является  ведь  собственным   продуктом  психической   жизни
читающего. В большинстве случаев очитка заключается  в полной замене  одного
слова другим. Слово, которое нужно прочесть,  заменяется  другим,  причем не
требуется,  чтобы текст был связан с результатом очитки  по содержанию,  как
правило, замена происходит на основе  словесной аналогии. Пример Лихтенберга
-- Агамемнон вместо angenommen -- самый лучший из этой группы. Если мы хотим
узнать нарушающую тенденцию, вызывающую очитку, следует  оставить  в стороне
неправильно прочитанный текст, а подвергнуть аналитическому исследованию два
момента: какая мысль пришла в голову читавшему непосредственно перед очиткой
и в  какой ситуации она  происходит.  Иногда знания этой ситуации достаточно
для  объяснения  очитки.  Например,  некто  бродит  по  незнакомому  городу,
испытывая  естественную  нужду, и на большой  вывеске  первого этажа  читает
клозет (Klosetthaus).  Не успев  удивиться тому,  что вывеска  висит слишком
высоко,  он  убеждается,  что следует читать корсеты (Korsetthaus). В других
случаях  очиток,  независимых  от  содержания  текста,  наоборот,  необходим
тщательный  анализ, который нельзя  провести,  не  зная технических  приемов
психоанализа
     и не доверяя им. Но в большинстве случаев объяснить очитку нетрудно. По
замененному слову в  примере с  Агамемноном ясен  круг мыслей, из-за которых
возникло  нарушение. Во  время этой войны, например, названия городов, имена
полководцев и  военные выражения весьма  часто  вычитывают везде, где только
встречается  хоть  какое-нибудь   похожее  слово.  То,  что  занимательно  и
интересно,  заменяет чуждое и неинтересное.  Остатки [предшествующих] мыслей
затрудняют новое восприятие.
     При очитке достаточно  часто встречаются случаи другого рода, в которых
сам  текст  вызывает  нарушающую   тенденцию,  из-за  которой   он  затем  и
превращается в свою противоположность.  Человек  вынужден читать  что-то для
него  нежелательное,  и  анализ  убеждает  нас,   что   интенсивное  желание
отвергнуть читаемое вызывает его изменение.
     В ранее упомянутых более частых случаях очиток отсутствуют два фактора,
которые,  по  нашему  мнению,  играют  важную  роль  в  механизме  ошибочных
действий: нет  конфликта двух тенденций и оттеснения одной  из них,  которая
возмещает себя в ошибочном действии. Не то  чтобы при  очитке обнаруживалось
бы  что-то   совершенно  противоположное,  но  важность  содержания   мысли,
приводящего  к очитке,  намного очевиднее,  чем оттеснение,  которому оно до
того  подверглось. Именно  оба  этих фактора  нагляднее  всего  выступают  в
различных случаях ошибочных действий, выражающихся в забывании.
     Забывание намерений  как  раз однозначно, его  толкование, как мы  уже
знаем, не  оспаривается даже неспециалистами. Нарушающая намерение тенденция
всякий раз является противоположным намерением, нежеланием выполнить первое,
и нам остается только узнать, почему оно не выражается по-другому и менее
     замаскированно. Но наличие этой противоположной воли несомненно. Иногда
даже  удается   узнать  кое-что   о   мотивах,  вынуждающих  скрываться  эту
противоположную  волю, и всякий раз она  достигает своей  цели  в  ошибочном
действии, оставаясь скрытой, потому что была бы наверняка отклонена, если бы
выступила  в  виде  открытого  возражения.  Если   между  намерением  и  его
выполнением   происходит   существенное   изменение   психической  ситуации,
вследствие  которого  о  выполнении  намерения  не  может быть и речи, тогда
забывание намерения выходит за рамки ошибочного действия. Такое забывание не
удивляет; понятно, что было бы излишне вспоминать о намерении, оно выпало из
памяти на более или менее длительное время. Забывание намерения только тогда
Hosted by uCoz