Navigation bar
  Print document Start Previous page
 38 of 107 
Next page End  

отражении раздражения. Что  касается длительности сновидений, то есть  очень
короткие, содержащие  одну или несколько картин,  одну мысль или даже только
одно слово; другие, невероятно богатые содержанием, представляют собой целые
романы  и,  по-видимому,  длятся  долго.  Есть  сновидения  отчетливые,  как
переживания [при бодрствовании], настолько отчетливые, что мы какое-то время
после пробуждения не признаем их за сновидения, другие же невероятно слабые,
расплывчатые,  как тени; в одном и том же сновидении очень яркие места могут
сменяться едва уловимыми и неясными. Сновидения могут быть  осмысленными или
по  крайней  мере  связными,  даже  остроумными, фантастически  прекрасными;
другие же спутанными, как бы слабоумными,  абсурдными, часто даже безумными.
Бывают сновидения,  которые оставляют нас  равнодушными, другие полны всяких
аффектов,  болью  до  слез,  страхом  вплоть  до   пробуждения,  удивлением,
восторгом и  т. д. Большинство сновидений после пробуждения забывается,  или
же  они сохраняются  целый день, но к вечеру  вспоминаются  все  слабее  и с
пробелами;  другие,  например  детские,  сновидения,  сохраняются  настолько
хорошо,  что и спустя 30 лет еще свежи в  памяти. Сновидения,  как индивиды,
могут явиться один-единственный раз и никогда  больше не появляться, или они
повторяются  у  одного  и  того  же лица  без  изменений  или  с  небольшими
отступлениями. Короче  говоря, эта ночная деятельность  души имеет  огромный
репертуар,  может,  собственно, проделать все, что  душа творит днем, но это
все-таки не то же самое.
     Можно  было  бы  попытаться  объяснить   это  многообразие  сновидений,
предположив,  что они соответствуют  различным промежуточным  стадиям  между
сном и  бодрствованием, различным  степеням неглубокого  сна. Да,  но  тогда
вместе с повышением  значимости,  содержательности и отчетливости сновидения
должно было бы усиливаться  понимание того, что это  -- сновидение, так  как
при таких сновидениях душа  близка к пробуждению, и не могло  быть  так, что
вслед  за  ясной  и  разумной частью сновидения  шла  бы  бессмысленная  или
неясная, а за ней -- опять  хорошо  разработанная часть. Так быстро  душа не
могла  бы,  конечно, изменять глубину  сна.  Итак, это  объяснение ничего не
дает; все не так просто.
     Откажемся  пока  от [проблемы]  "смысла" сновидения и попытаемся  лучше
понять сновидения, исходя
     из их общих черт. Из отношения сновидений к состоянию сна мы заключили,
что  сновидение  является реакцией  на мешающее сну раздражение.  Как мы уже
знаем,  это единственный момент,  где  нам на  помощь  может  прийти  точная
экспериментальная   психология;   она   приводит  доказательства  того,  что
раздражения,  произведенные во  время сна, проявляются в  сновидении.  Много
таких опытов было поставлено уже упомянутым Моурли Вольдом; каждый из  нас в
состоянии подтвердить этот  результат на  основании личного наблюдения.  Для
сообщения  я  выберу  некоторые  более  старые  эксперименты.  Мори   (1878)
производил такие опыты над самим собой. Ему давали понюхать во сне одеколон.
Он видел  во  сне, что он в Каире в  лавке  Иоганна  Мария Фарина,  и  далее
следовали невероятные  приключения. Или его ущипнули слегка  за затылок: ему
снится наложенный нарывной пластырь и врач, лечивший его в  детстве. Или ему
налили на  лоб каплю  воды. Тогда он  оказался в Италии, сильно потел и  пил
белое вино Орвието.
     То,  что  нам бросается  в  глаза  в  этих  экспериментально  вызванных
сновидениях,  будет,  может  быть,  яснее  из  других  примеров  сновидений,
вызванных  внешним  раздражителем.  Это три  сновидения, о  которых  сообщил
остроумный наблюдатель Гильдебрандт  (1875);  все они  являются реакциями на
звон будильника.
     "Итак,  весенним  утром я  иду  гулять  и  бреду  зеленеющими полями  в
соседнюю  деревню,  там  я  вижу  жителей  деревни  в праздничных платьях  с
молитвенниками в руках, большой толпой направляющихся в церковь. Ну да, ведь
сегодня  воскресенье,  и скоро начнется ранняя обедня. Я решаю принять в ней
участие, но сначала  отдохнуть на  окружающем церковь кладбище,  так  как  я
немного разгорячен.  Читая здесь  различные надгробные надписи, я слышу, как
звонарь
     поднимается на колокольню и вижу наверху маленький деревенский колокол,
который  должен  возвестить начало  богослужения. Некоторое  время  он висит
неподвижно,  затем  начинает  колебаться  -- и  вдруг раздаются  его громкие
пронзительные звуки, такие громкие и пронзительные, что я просыпаюсь. Звуки,
однако, исходят от будильника".
Hosted by uCoz