Navigation bar
  Print document Start Previous page
 44 of 107 
Next page End  

факт,  меняющий наше представление о душевной жизни, который  нет надобности
скрывать. Между прочим, это факт, который сам отрицает то, что утверждает, и
все-таки  является чем-то действительным, contradictio in adjecto.* Так он и
не скрывается. И не его вина, если о нем ничего не знают или  недостаточно в
него  вдумываются.   Точно  так  же  не  наша  вина,  что   обо  всех   этих
психологических проблемах судят люди, которые далеки от всех наблюде-
     ----------------------------------------
     * Противоречие в определении (лат.). -- Прим. пер.
     ний и опытов, имеющих в данном вопросе решающее значение.
     Доказательство  было  дано в области  гипнотических явлений. Когда я  в
1889  г. наблюдал  чрезвычайно убедительные демонстрации Льебо и Бернгейма в
Нанси, я был свидетелем и следующего эксперимента. Когда человека  привели в
сомнамбулическое   состояние,  заставили  в  этом  состоянии  галлюцинаторно
пережить всевозможные ситуации, а затем разбудили,  то сначала ему казалось,
что он ничего не знает о происходившем во время гипнотического сна. Бернгейм
потребовал  рассказать,  что  с ним происходило во  время  гипноза.  Человек
утверждал,  что ничего не может вспомнить. Но Бергейм  настаивал,  требовал,
уверял его, что он знает, должен вспомнить, и вот человек заколебался, начал
собираться  с  мыслями,  вспомнил  сначала  смутно  одно  из  внушенных  ему
переживаний, затем  другое,  воспоминание  становилось  все  отчетливей, все
полнее  и наконец  было  восстановлено без пробелов. Но  так как он все  это
знал,  как  затем  и оказалось, хотя  никто  посторонний не  мог  ему ничего
сообщить, то напрашивается вывод,  что он знал об этих  переживаниях  ранее.
Только они были ему недоступны, он не знал, что они у него есть, он полагал,
что ничего  о них  не знает. Итак,  это  совершенно та же самая ситуация,  в
которой, как мы предполагаем, находится видевший сон.
     Надеюсь,  вас поразит этот  факт  и вы спросите  меня: почему же  вы не
сослались на это доказательство уже раньше, рассматривая ошибочные действия,
когда  мы  пришли  к  заключению,  что  приписывали  оговорившемуся человеку
намерения,  о которых он не знал и  которые отрицал? Если кто-нибудь думает,
что ничего не  знает о переживаниях, воспоминания о которых у него  все-таки
есть,  то  тем  более вероятно, что он ничего не знает и о других внутренних
душевных  процессах. Этот довод, конечно, произвел бы впечатление и помог бы
нам понять  ошибочные действия. Разумеется,  я  мог бы сослаться  на него  и
тогда, но  я приберег его для  другого  случая,  где он был более необходим.
Ошибочные действия  частично разъяснились сами собой; с другой  стороны, они
напомнили   нам,  что  вследствие  общей   связи  явлений  все-таки  следует
предположить  существование  таких душевных процессов,  о которых ничего  не
известно. Изучая сновидения, мы вынуждены пользоваться  сведениями из других
областей,  и,  кроме  того,  я  учитываю  тот  факт,  что  здесь  вы  скорее
согласитесь на привлечение сведений из области гипноза. Состояние, в котором
совершаются ошибочные действия, должно быть, кажется вам  нормальным, оно не
похоже на гипнотическое. Напротив,  между  гипнотическим состоянием  и сном,
при  котором  возникают  сновидения,  имеется  значительное  сходство.  Ведь
гипнозом   называется   искусственный   сон;   мы  говорим   лицу,   которое
гипнотизируем: спите, и внушения, которые  мы ему делаем,  можно сравнить со
сновидениями  во  время  естественного  сна.  Психические ситуации  в  обоих
случаях действительно  аналогичны. При  естественном сне мы гасим интерес  к
внешнему миру, при гипнотическом -- опять-таки ко всему миру, за исключением
лица, которое нас гипнотизирует, с которым мы остаемся в связи. Впрочем, так
называемый сон кормилицы, при котором она имеет связь с ребенком и только им
может быть  разбужена,  является  нормальной аналогией  гипнотического  сна.
Перенесение  особенностей гипноза  на естественный сон  не  кажется  поэтому
таким  уж смелым.  Предположение,  что  видевший  сон  также  знает о  своем
сновидении, которое ему только недоступно,  так что он и сам этому не верит,
не  совсем   беспочвенно.  Кстати,  заметим  себе,  что  здесь   перед  нами
открывается   третий   путь  к  изучению  сновидений:   от  нарушающих   сон
раздражений, от
     снов  наяву, а  теперь  еще  от  сновидении, внушенных  в гипнотическом
состоянии.
     А теперь, когда  наша  уверенность в  себе возросла,  вернемся к  нашей
проблеме. Итак, очень вероятно, что видевший сон знает о своем сновидении, и
задача  состоит в том, чтобы дать ему  возможность  обнаружить  это знание и
сообщить  его нам.  Мы  не  требуем, чтобы  он сразу  сказал о смысле своего
Hosted by uCoz