Navigation bar
  Print document Start Previous page
 49 of 107 
Next page End  

предположений  --  усвоили  два  момента: понимание  элемента  сновидения  и
технику толкования сновидения.  Понимание  элемента сновидения заключается в
том,  что он не является собственным [содержанием], а  заместителем  чего-то
другого, не известного видевшему сон, подобно намерению ошибочного действия,
заместителем  чего-то,  о  чем  видевший  сон  знает,  но  это   знание  ему
недоступно. Надеемся, что это же  понимание можно распространить  и  на  все
сновидение, состоящее из  таких элементов. Наша техника состоит в том, чтобы
благодаря свободным ассоциациям вызвать к этим  элементам другие  замещающие
представления, из которых можно узнать скрытое.
     Теперь я предлагаю вам  внести изменения в терминологию, которые должны
упростить наше изложение.  Вместо  "скрытое,  недоступное,  не  собственное*
[содер-
     ----------------------------------------
     * По смыслу должно быть "собственное". Прим. ред. перевода.
     жание]" мы, выражаясь  точнее,  скажем  "недоступное сознанию видевшего
сон, или  бессознательное"  (unbewuЯt).  Под этим  мы подразумеваем (как это
было  и в отношении  к забытому слову  или нарушающей  тенденции  ошибочного
действия)  не   что   иное,  как  бессознательное   в   данный   момент.   В
противоположность этому мы, конечно, можем назвать сами  элементы сновидения
и   вновь   полученные   благодаря   ассоциациям  замещающие   представления
сознательными.  С этим  названием не  связана какая-то  новая  теоретическая
конструкция.  Употребление  слова  "бессознательное",  как легко понятного и
подходящего, не может вызвать возражений.
     Если  мы  распространим  наше  понимание  отдельного  элемента  на  все
сновидение,  то  получится, что  сновидение  как целое  является  искаженным
заместителем  чего-то   другого,   бессознательного,  и  задача   толкования
сновидения -- найти это бессознательное.  Отсюда сразу выводятся три  важных
правила,  которых мы должны придерживаться  во время работы  над толкованием
сновидения:  1)  не  нужно  обращать  внимания  на  то,   что  являет  собой
сновидение, будь оно  понятным  или абсурдным, ясным или спутанным, так  как
оно  все  равно  ни  в  коем  случае  не  является  искомым  бессознательным
(естественное ограничение этого правила напрашивается само собой); 2) работу
ограничивать тем,  что к каждому элементу вызывать замещающие представления,
не задумываясь  о них, не проверяя,  содержат ли они  что-то подходящее,  не
обращать внимания, насколько они отклоняются от элемента сновидения;
     3) нужно  выждать, пока скрытое искомое бессознательное возникнет само,
точно так же, как забытое слово Монако в описанном примере.
     Теперь нам  также  понятно,  насколько  безразлично, хорошо  или плохо,
верно или неверно  восстановлено в памяти сновидение. Ведь восстановленное в
памяти сновидение  не является собственным содержанием, но только искаженным
заместителем  того, что должно нам помочь путем вызывания  других замещающих
представлений    приблизиться    к    собственному    содержанию,    сделать
бессознательное сознательным. Если воспоминание было неточным, то  просто  в
заместителе  произошло дальнейшее  искажение, которое, однако, не может быть
немотивированным.
     Работу  толкования можно провести как на собственных сновидениях, так и
на  сновидениях других. На  собственных  даже  большему  научишься,  процесс
толкования здесь  более  убедителен. Итак, если попытаешься это сделать,  то
замечаешь, что что-то  противится работе. Мысли хотя и возникают, но не всем
им  придаешь  значение.  Производится проверка,  и делается выбор.  Об одной
мысли говоришь себе: нет, это здесь не подходит, не относится сюда, о другой
--  это слишком  бессмысленно, о третьей  -- это уж совсем  второстепенно, и
вскоре замечаешь, что при таких  возражениях мысли задерживаются прежде, чем
станут совершенно ясными,  и наконец  прогоняются.  Таким образом,  с  одной
стороны,  слишком  сильно  зависишь от  исходного  представления, от  самого
элемента  сновидения,  с   другой  --  выбор   мешает  результату  свободной
ассоциации. Если  толкование  сновидения  проводишь не  наедине,  а  просишь
кого-нибудь толковать свое сновидение, то ясно  чувствуешь  еще один  мотив,
которым оправдываешь такой недопустимый выбор. Тогда говоришь себе по поводу
отдельных мыслей: нет, эта мысль слишком неприятна, я не хочу или не могу ее
высказать.
     Эти возражения явно угрожают успешности нашей  работы. Против них нужно
защититься, и при анализе собственного сновидения делаешь это с твердым
     намерением не поддаваться им;  если анализируешь сновидение другого, то
Hosted by uCoz