Navigation bar
  Print document Start Previous page
 5 of 107 
Next page End  

недоверием,   отказывая   ему   в   научности  и   отдавая  его   на   откуп
непрофессионалам,    писателям,    натурфилософам    и    мистикам.    Такая
ограниченность, безусловно, только  вредит вашей врачебной деятельности, так
как больной  предстает перед вами прежде всего своей душевной  стороной, как
это и происходит во всех человеческих отношениях, и я боюсь, что в наказание
за то вам придется поделиться терапевтической помощью, которую вы стремитесь
оказать, с самоучками, знахарями и мистиками, столь презираемыми вами.
     Мне ясно, чем оправдывается этот недостаток в вашем образовании. Вам не
хватает  философских  знаний,  которыми  вы  могли  бы пользоваться  в вашей
врачебной  практике. Ни спекулятивная философия, ни описательная психология,
ни  так  называемая  экспериментальная  психология,  смежная  с  физиологией
чувств, как они  преподносятся  в учебных заведениях, не в состоянии сказать
вам что-нибудь вразумительное об отношении между телом и душой, дать  ключ к
пониманию  возможного  нарушения  психических  функций1.  Правда,  в  рамках
медицины описанием наблю-
     ----------------------------------------
     1  Скептическое отношение  Фрейда к экспериментальной  психологии могло
быть   обусловлено  тем,  что   центральная  для  него  проблема   мотивации
первоначально  не подвергалась серьезному экспериментальному  изучению. Лишь
впоследствии в ряде исследований (в частности, у К.  Левина и его школы) эта
проблема становится областью применения экспериментальных методов.
     даемых  психических  расстройств  и  составлением  клинической  картины
болезней занимается психиатрия, но ведь в часы  откровенности психиатры сами
высказывают сомнения  в  том, заслуживают  ли их  описания  названия  науки.
Симптомы,  составляющие  эти  картины  болезней,  не  распознаны  по  своему
происхождению,  механизму   и   взаимной   связи;   им  соответствуют   либо
неопределенные  изменения анатомического  органа души, либо такие изменения,
которые  ничего не  объясняют.  Терапевтическому воздействию эти психические
расстройства доступны только тогда, когда их  можно  обнаружить  по побочным
проявлениям какого-то иного органического изменения.
     Психоанализ  как раз и стремится восполнить этот  пробел. Он предлагает
психиатрии  недостающую ей психологическую основу,  надеясь  найти  ту общую
базу,   благодаря  которой   становится   понятным  сочетание  соматического
нарушения с психическим. Для этого психоанализ должен  избегать любой чуждой
ему  посылки  анатомического, химического или  физиологического  характера и
пользоваться чисто психологическими вспомогательными понятиями -- вот почему
я опасаюсь, что он покажется вам сначала столь необычным.
     В следующем затруднении я не хочу обвинять ни вас, ни ваше образование,
ни  вашу  установку. Двумя своими положениями  анализ оскорбляет весь мир  и
вызывает  к   себе   его   неприязнь;   одно   из   них   наталкивается   на
интеллектуальные, другое -- на морально-эстетические предрассудки.
     Не следует, однако, недооценивать эти  предрассудки; это властные силы,
побочный  продукт  полезных и  даже необходимых изменений  в  ходе  развития
человечества. Они  поддерживаются нашими аффективными силами,  и  бороться с
ними трудно.
     Согласно  первому   коробящему  утверждению  психоанализа,  психические
процессы сами  по  себе бессознательны,  сознательны лишь  отдельные  акты и
стороны   душевной   жизни.   Вспомните,    что   мы,   наоборот,   привыкли
идентифицировать психическое и сознательное. Именно сознание считается у нас
основной  характерной  чертой   психического,  а   психология  --  наукой  о
содержании   сознания.  Да,  это  тождество  кажется  настолько  само  собой
разумеющимся,  что  возражение  против  него  представляется  нам  очевидной
бессмыслицей,  и  все  же  психоанализ  не может  не возражать,  он не может
признать   идентичность   сознательного   и   психического1.   Согласно  его
определению, психическое
     ----------------------------------------
     1   Фрейд  постоянно  подчеркивал,   что   психоанализ  открыл  область
бессознательных  душевных  процессов,  тогда  как  все  остальные  концепции
идентифицируют  психику и сознание. Рассматривая эту позицию  в исторической
перспективе, следует  подчеркнуть,  что  Фрейд  неадекватно  оценивал  общую
ситуацию  в  психологической  науке.  Понятие  бессознательной  психики было
введено  Лейбницем,  философскую концепцию которого Гербарт перевел  на язык
доступной  эмпирическому анализу "статики и динамики представлений". Переход
от умозрительных конструкций,  включавших в себя  понятие о  бессознательной
Hosted by uCoz