Navigation bar
  Print document Start Previous page
 71 of 107 
Next page End  

сосуд  и это  было  то  же  слово, что овца (Schaff).  Греческое сказание  о
Периандре из Коринфа и его жене
     Мелиссе  подтверждает, что печь означает женщину и чрево матери. Когда,
по Геродоту, тиран вызвал  тень  своей горячо любимой, но убитой из ревности
супруги, чтобы получить от нее некоторые сведения, умершая удостоверила себя
напоминанием, что он, Периандр, поставил  свой хлеб в холодную печь, намекая
на событие,  о котором  никто другой не мог знать. В изданной Ф. С. Крауссом
Anthropophyteia, незаменимом  источнике всего,  что касается  половой  жизни
народов, мы  читаем, что в одной немецкой местности о женщине, разрешившейся
от бремени, говорят, что у нее обвалилась печь. Приготовление огня, все, что
с  ним связано, до глубины проникнуто сексуальной  символикой.  Пламя всегда
является мужскими гениталиями, а место огня, очаг -- женским лоном.
     Если, быть может,  вы удивлялись тому, как часто ландшафты в сновидении
используются для изображения  женских гениталий, то от мифологов  вы  можете
узнать,  какую роль мать-земля играла в представлениях и культах древности и
как понимание земледелия  определялось этой символикой. То, что в сновидении
комната  (Zimmer)  представляет женщину  (Frauenzimmer),  вы склонны  будете
объяснить употреблением в нашем языке слова Frauenzimmer [баба] вместо Frau,
т.  е.  замены  человеческой  личности предназначенным для  нее  помещением.
Подобным же образом  мы  говорим  о Высокой Порте  и подразумеваем  под этим
султана и его  правительство; название древнеегипетского властителя  фараона
также означало  не  что иное, как "большой двор". (В Древнем  Востоке  дворы
между двойными воротами города являются местом сборища, как рыночные площади
в  классическом  мире.)  Я,  правда,  думаю,  что  это   объяснение  слишком
поверхностно. Мне кажется более  вероятным, что  комната  как  пространство,
включающее в себя человека, стала символом женщины. Мы уже ведь знаем,
     что  слово  "дом"   употребляется  в  этом  значении;  из  мифологии  и
поэтических выражений  мы можем добавить в  качестве других символов женщины
еще город, замок, дворец, крепость. Вопрос  было  бы легче решить, используя
сновидения лиц, не знающих и не понимающих немецкого языка. В последние годы
я лечил преимущественно иностранцев и, насколько помню, в их  языках не было
аналогичного словоупотребления.  Есть  и  другие  доказательства  тому,  что
символическое  отношение может перейти языковые границы,  что, впрочем,  уже
утверждал старый исследователь сновидений Шуберт (1814). Впрочем, ни один из
моих  пациентов не  был  абсолютно  не  знаком с немецким  языком, так что я
предоставляю решить этот вопрос тем психоаналитикам, которые  могут  собрать
опыт в других странах, исследуя лиц, владеющих одним языком.
     Среди  символов, изображающих мужские гениталии, едва  ли найдется хоть
один, который не употреблялся бы в шуточных, простонародных или  поэтических
выражениях, особенно у  классических поэтов  древности. К  ним  относятся не
только символы, встречающиеся в сновидениях, но и новые, например, различные
инструменты,  в  первую   очередь  плуг.  Впрочем,  касаясь   символического
изображения мужского, мы затрагиваем  очень  широкую  и горячо  оспариваемую
область,  от   углубления   в  которую  из  соображений  экономии  мы  хотим
воздержаться. Лишь по  поводу одного,  как бы выпадающего  из  ряда  символа
"три"  мне  хотелось  бы  сделать   несколько   замечаний.  Еще  неясно,  не
обусловлена ли отчасти святость этого числа данным символическим отношением.
Но  несомненным кажется то,  что вследствие такого  символического отношения
некоторые встречающиеся в природе трехчастные предметы, например трилистник,
используются в качестве
     гербов и  эмблем. Так называемая французская лилия, тоже трехчастная, и
странный герб двух так  далеко  расположенных друг от  друга  островов,  как
Сицилия и остров  Мен, Triskeles (три полусогнутые ноги, исходящие из одного
центра),  по-видимому,  только  стилизация  мужских  гениталий.  В древности
подобия  мужского  члена  считались  самыми  сильными  защитными  средствами
(Apotropaea) против дурных влияний, и с этим  связано то,  что в  приносящих
счастье  амулетах  нашего  времени  всегда   легко  узнать  генитальные  или
сексуальные  символы.  Рассмотрим  такой  набор,   который  носится  в  виде
маленьких серебряных брелоков: четырехлистный клевер, свинья, гриб, подкова,
лестница  и  трубочист. Четырехлистный  клевер,  собственно говоря, заменяет
трехлистный; свинья -- древний символ плодородия; гриб -- несомненно, символ
пениса,  есть грибы,  которые  из-за своего несомненного  сходства с мужским
членом  получили  при  классификации  название  Phallus  impudicas;  подкова
повторяет  очертание  женского  полового  отверстия,  а  трубочист,  несущий
Hosted by uCoz