Navigation bar
  Print document Start Previous page
 74 of 107 
Next page End  

     1 Фрейд ошибочно утверждает,  будто  психоанализ  впервые проложил мост
между  психологическим  исследованием,  с  одной  стороны, и  исследованиями
культуры   --  с   другой.   Программа   разработки   "психологии   народов"
(культурно-исторической психологии) возникла задолго  до Фрейда, в 60-х  гг.
прошлого века  (Штейнталь, Лазарус и др.). В дальнейшем, в начале XX в., эту
программу  стремился  реализовать В. Вундт в  своей десятитомной "Психологии
народов". За несколько лет  до Вундта другой  немецкий философ -- В. Дильтей
выступил  с   работой,   в  которой  обосновывал   необходимость  наряду   с
естественнонаучной       ("объяснительной")       психологией      развивать
культурно-историческую  ("описательную"),  которая   своим  предметом  имеет
включенность духовной жизни личности в континуум культурно-смысловых связей.
     Указанным   концепциям    был    присущ   психологизм   --    выведение
социально-исторических  явлений   и  продуктов  из  процессов  и  механизмов
индивидуального  сознания.  Подмена  общественных закономерностей  динамикой
бессознательных  влечений  является типичной особенностью  психоанализа.  За
предложением  Фрейда   распространить   понятия  в  объяснительные  принципы
психоанализа  на  науки  о  культуре  скрывались  неверные  методологические
установки, воспринятые в дальнейшем рядом исследователей культуры на Западе.
     Вместе  с  тем,  указав  на  своеобразие  семейно-брачных  отношений  в
различных  культурах,  Фрейд  побудил  этнографов  заняться  их  специальным
изучением.
     отдельного   человеческого   существа   дает   при   психоаналитическом
исследовании сведения, с помощью которых мы можем  разрешить или, по крайней
мере, правильно осветить некоторые тайны из жизни человеческих масс.
     Впрочем, я вам еще не сказал, при каких обстоятельствах мы можем глубже
всего заглянуть  в тот  предполагаемый "основной  язык",  из  какой  области
узнать  о нем больше всего. Пока  вы этого не  знаете, вы не можете  оценить
всего  значения предмета.  Областью  этой является невротика, материалом  --
симптомы и другие невротические проявления, для объяснения и лечения которых
и был создан психоанализ.
     Рассматривая вопрос с четвертой точки зрения,  мы опять  возвращаемся к
началу и  направляемся по  намеченному пути. Мы сказали,  что  даже  если бы
цензуры сновидения не было, нам все равно было бы нелегко понять сновидение,
потому  что  перед  нами встала бы задача перевести  язык символов  на  язык
нашего мышления в состоянии бодрствования. Таким образом, символика является
вторым и  независимым  фактором  искажения  сновидения  наряду  с  цензурой.
Напрашивается предположение, что цензуре удобно пользоваться символикой, так
как  она тоже  стремится к  той  же  цели -- сделать  сновидение странным  и
непонятным.
     Скоро  станет  ясно,  не  натолкнемся  ли мы  при  дальнейшем  изучении
сновидения на новый  фактор, способствующий искажению сновидения. Я не хотел
бы  оставлять   тему  символики  сновидения,  не  коснувшись  еще  раз  того
загадочного  обстоятельства,  что  она  может  встретить  весьма  энергичное
сопротивление  образованных  людей,  тогда как  распространение символики  в
мифах,  религии, искусстве и языке совершенно несомненно. Уж не определяется
ли это вновь отношением к сексуальности?
ОДИННАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ
     РАБОТА СНОВИДЕНИŸ
     Уважаемые дамы и господа! Если вы усвоили сущность цензуры сновидения и
символического  изображения,  хотя  еще  и не  совсем  разрешили  вопрос  об
искажении сновидения, вы все-таки в состоянии понять большинство сновидений.
При  этом  вы можете пользоваться обеими  дополняющими друг друга техниками,
вызывая у видевшего  сон ассоциативные мысли до тех  пор, пока не проникнете
от  заместителя  к собственному  [содержанию], подставляя  для  символов  их
значение,  исходя из своих собственных знаний. Об  определенных  возникающих
Hosted by uCoz