Navigation bar
  Print document Start Previous page
 79 of 107 
Next page End  

слова получилось два обозначения для содержащихся в нем  противопоставлений.
Так  из  ken --  "сильный  -- слабый"  возникло  ken -- "сильный" и  kan  --
"слабый".  Не  только  древнейшие языки  в своем позднейшем развитии,  но  и
гораздо более молодые и даже живые ныне языки сохранили в большом количестве
остатки этого древнего противоположного смысла.
     Хочу привести вам в этой связи несколько примеров по К. Абелю (1884).
     В латинском языке такими все еще амбивалентными словами являются: altus
(высокий  -- низкий)  и sacer (святой --  нечестивый). В  качестве  примеров
модификации одного и  того же  корня я упомяну: clamare  --  кричать, dam --
слабый, тихий, тайный; siccus -- сухой, succus -- сок. Сюда же из  немецкого
языка  можно  отнести:  Stimme  --  голос,  stumm --  немой.  Если  сравнить
родственные  языки, то  можно  найти  много  примеров. По-английски lock  --
закрывать; по-немецки  Loch --  дыра, Lьcke -- люк. В  английском  cleave --
раскалывать, в немецком kleben -- клеить.
     Английское слово  without, означающее,  собственно, "с --  без", теперь
употребляется в значении "без"; то, что with, кроме прибавления, имеет также
значение отнимания, следует из  сложных слов  withdraw -- отдергивать, брать
назад, withhold  --  отказывать, останавливать.  Подобное же значение  имеет
немецкое wieder.
     В развитии  языка находит свою  параллель еще  одна  особенность работы
сновидения.  В  древнеегипетском,  как и  в  других  более  поздних  языках,
встречается  обратный  порядок звуков  в  словах с  одним значением.  Такими
примерами в английском н  немецком языках являются: Topf  --  pot  [горшок];
boat -- tub [лодка]; hurry [спешить] -- Ruhe [покой,  неподвижность]; Balken
[бревно, брус] -- Kloben [полено, чурбан].
     В  латинском и  немецком: capere  --  packen  [хватать]; ren  --  Niere
[почка].
     Такие   инверсии,  какие  здесь   происходят   с  отдельными   словами,
совершаются работой  сновидения различным  способом. Переворачивание смысла,
замену   противоположностью  мы   уже  знаем.  Кроме  того,  в   сновидениях
встречаются инверсии  ситуации,  взаимоотношения между двумя  лицами,  как в
"перевернутом мире". В сновидении заяц  нередко стреляет в охотника.  Далее,
встречаются изменения в порядке следования событий, так что то, что является
предшествующей причиной,  в  сновидении  ставится после  вытекающего из  нее
следствия. Все  происходит как  при  постановке  пьесы плохой труппой, когда
сначала  падает герой, а потом  из-за кулис  раздается выстрел, который  его
убивает. Или есть сновидения, в которых весь порядок элементов обратный, так
что  при  толковании,  чтобы  понять  его  смысл,  последний  элемент  нужно
поставить на  первое место, а  первый  -- на последнее. Вы помните  также из
нашего изучения символики сновидения, что входить или падать в воду означало
то же самое, что и выходить из воды, а именно  рождать или рождаться,  и что
подниматься  по  лестнице  означает то  же самое,  что и спускаться по  ней.
Несомненно,  что   искажение  сновидения  может  извлечь  из  такой  свободы
изображения определенную выгоду.
     Эти черты  работы  сновидения  можно  назвать архаическими. Они присущи
также древним системам выражения, языкам и письменностям, и несут с собой те
же трудности, о которых речь будет ниже в критическом обзоре.
     А теперь еще о  некоторых других взглядах. При работе  сновидения дело,
очевидно, заключается  в  том,  чтобы  выраженные  в  словах  скрытые  мысли
перевести  в чувственные образы по большей части зрительного характера. Наши
мысли как раз и произошли из таких чувственных образов; их первым материалом
и предварительными этапами были чувственные впечатления, правильнее сказать,
образы воспоминания о таковых. Только  позднее  с ними связываются слова,  а
затем и  мысли. Таким  образом,  работа сновидения  заставляет  мысли пройти
регрессивный путь,  лишает  их достигнутого  развития,  и при этой регрессии
должно  исчезнуть все то, что  было приобретено в  ходе развития  от образов
воспоминаний к мыслям.
     Такова работа  сновидения. По  сравнению  с  процессами,  о  которых мы
узнали при ее изучении, интерес к явному  сновидению должен отойти на задний
план. Но  этому последнему,  которое является все-таки единственным, что нам
непосредственно известно, я хочу посвятить еще несколько замечаний.
     Естественно, что явное сновидение  теряет для  нас свою значимость. Нам
безразлично,   хорошо  оно  составлено  или  распадается  на  ряд  отдельных
бессвязных  образов.  Даже  если  оно  имеет  кажущуюся осмысленной  внешнюю
Hosted by uCoz