Navigation bar
  Print document Start Previous page
 8 of 107 
Next page End  

работа "Психопатология обыденной жизни" (1901).
     Внутреннее  сходство  всех этих случаев выражается приставкой "о-"  или
"за-"  (Ver-)  в  их  названиях.  Почти  все  они  весьма  несущественны,  в
большинстве своем скоропреходящи и не  играют важной роли в жизни  человека.
Только  изредка   какой-нибудь  из  них,  например  затеривание   предметов,
приобретает  известную практическую значимость.  Именно  поэтому  на  них не
обращают особого внимания, вызывают они лишь слабые эмоции и т. д.
     Именно к этим  явлениям я и  хочу привлечь теперь  ваше внимание. Но вы
недовольно возразите мне: "В мире, как и в душевной жизни, более частной его
области,  есть  столько  великих тайн, в области психических расстройств так
много удивительного, которое нуждается в объяснении  и заслуживает его, что,
пра-
     ----------------------------------------
     * Слово  "Irrtum" переводится буквально как  "ошибка", "заблуждение". В
настоящем  издании  оно  в  зависимости от контекста  переводится  либо  как
"ошибка", либо как "ошибка-заблуждение". -- Прим. ред. перевода.
     во, жаль тратить время на такие мелочи. Если бы вы могли объяснить нам,
каким  образом  человек с  хорошим  зрением  и  слухом среди бела  дня может
увидеть и услышать то, чего нет, а другой вдруг считает, что  его преследуют
именно  те, кого он  до сих  пор  больше  всех  любил,  или самым остроумным
образом защищает химеры,  которые любому ребенку  покажутся бессмыслицей, мы
еще как-нибудь  признали  бы  психоанализ.  Но  если он  предлагает нам лишь
разбираться в  том,  почему  оратор  вместо одного  слова говорит другое или
почему  домохозяйка куда-то запрятала  свои  ключи,  да  и в других подобных
пустяках, то мы сумеем найти лучшее применение своему времени  и интересам".
Я бы вам ответил: "Терпение, уважаемые дамы и  господа!" Я считаю, что  ваша
критика  бьет  мимо цели. Действительно, психоанализ  не может  похвастаться
тем,  что  никогда  не  занимался  мелочами.  Напротив,  материалом  для его
наблюдений как раз и служат те  незаметные  явления, которые в других науках
отвергаются как недостойные внимания, считаются, так сказать, отбросами мира
явлений. Но не  подменяете ли  вы  в  вашей  критике значимость  проблем  их
внешней яркостью? Разве нет весьма существенных  явлений, которые  могут при
определенных  обстоятельствах  и  в  определенное время выдать  себя  самыми
незначительными признаками? Я с легкостью могу привести много примеров таких
ситуаций.  По каким  ничтожным  признакам  вы,  сидящие  здесь молодые люди,
замечаете, что завоевали  благосклонность  дамы?  Разве для  этого  вы ждете
объяснений  в любви,  пылких объятий,  а недостаточно  ли вам едва заметного
взгляда, беглого движения, чуть затянувшегося рукопожатия? И если вы, будучи
криминалистом, участвуете в расследовании убийства, разве рассчитываете вы в
самом деле. что убийца оставил вам
     на месте преступления свою фотографию с  адресом,  и не вынуждены ли вы
довольствоваться  более  слабыми  и  не  столь  явными  следами  присутствия
личности,  которую  ищете?  Так что  не  будем  недооценивать незначительные
признаки,  может быть, они наведут нас на след чего-нибудь более важного.  А
впрочем,  я, как и вы, полагаю,  что великие проблемы  мира  и  науки должны
интересовать нас прежде  всего. Но  обычно  очень  мало  пользы от того, что
кто-то во всеуслышание заявил о намерении сразу же приступить к исследованию
той  или  иной великой проблемы.  Часто  в  таких  случаях не знают,  с чего
начать. В  научной работе перспективнее обратиться к изучению того, что тебя
окружает и  что более доступно для исследования. Если  это делать достаточно
основательно, непредвзято и  терпеливо, то, если посчастливится, даже  такая
весьма  непритязательная  работа  может  открыть  путь  к  изучению  великих
проблем, поскольку  как все  связано со всем,  так  и  малое  соединяется  с
великим.
     Вот так бы я рассуждал, чтобы пробудить ваш интерес к анализу кажущихся
такими ничтожными ошибочных  действий здоровых  людей. А теперь  поговорим с
кем-нибудь,  кто  совсем  не  знаком  с  психоанализом,  и  спросим, как  он
объясняет происхождение этих явлений.
     Прежде всего  он,  видимо, ответит:  "О, это не заслуживает  каких-либо
объяснений; это просто маленькие случайности". Что же он хочет этим сказать?
Выходит, существуют настолько  ничтожные события, выпадающие из цепи мировых
событий, которые с таким же успехом могут как произойти, так и не произойти?
Если   кто-то   нарушит,   таким   образом,   естественный   детерминизм   в
Hosted by uCoz