Navigation bar
  Print document Start Previous page
 88 of 107 
Next page End  

     АРХАИчЕСКИЕ чЕРТЫ И ИНФАНТИЛИЗМ СНОВИДЕНИŸ
     Уважаемые дамы и господа! Позвольте мне опять начать с полученного нами
результата, что  работа сновидения  под  влиянием  цензуры переводит скрытые
мысли в  другую  форму  выражения.  Скрытые мысли  -- это  не что  иное, как
известные  нам  сознательные  мысли нашей  жизни в  состоянии бодрствования;
новый способ их  выражения непонятен нам из-за своих многообразных  черт. Мы
сказали,  что  он  возвращается  к  тем состояниям нашего  интеллектуального
развития,  которые мы давно  преодолели,  к образному языку,  символическому
отношению, может быть, к отношениям, существовавшим до развития языка нашего
мышления. Способ выражения работы сновидения мы  назвали поэтому архаическим
или регрессивным.
     Отсюда   вы  можете  сделать  заключение,  что  благодаря  углубленному
изучению работы сновидения нам, должно  быть, удастся добыть ценные сведения
о малоизвестных началах нашего интеллектуального  развития.  Я  надеюсь, что
так оно и  будет, но  до  сих  пор к этой  работе  еще никто  не  приступал.
Доисторическое время, к которому нас возвращает работа сновидения,  двоякого
рода:  во-первых, это индивидуальное доисторическое время, детство, с другой
стороны,  поскольку  каждый  индивидуум  в своем  детстве  каким-то  образом
вкратце повторяет  все развитие человеческого вида,  то  это  доисторическое
время также  филогенетическое. Возможно,  нам удастся различить, какая часть
скрытых душевных  процессов происходит  из  индивидуальной,  а какая  --  из
филогенетической  эпохи.  Так,  например,  мне  кажется,  что  символическое
отношение,  которому никогда  не учился отдельный  человек, имеет  основание
считаться филогенетическим наследием.
     Однако  это  не  единственная  архаическая  черта сновидения.  Вы  все,
вероятно, знаете из собственного опыта о странной амнезии  детства. Я имею в
виду тот факт, что первые годы жизни до пятого, шестого или восьмого года не
оставляют  в  памяти  следов,  как  более   поздние   переживания.   Правда,
встречаются  отдельные   люди,  которые  могут   похвастаться   непрерывными
воспоминаниями  от раннего  детства  до  настоящего времени,  но  другие,  с
провалами памяти, -- несравненно более  частое явление.  Я полагаю, что этот
факт не вызывал удивления, которого он заслуживает. В два года ребенок может
хорошо  говорить, скоро он обнаруживает, что разбирается в  сложных душевных
ситуациях, и сам высказывает такие суждения, которые многие  годы спустя ему
пересказывают, так как  сам  он их  забыл. И при  этом память  в ранние годы
более продуктивна, потому  что  загружена меньше,  чем в более поздние годы.
Нет  также никакого  основания  считать  функцию  памяти особенно  высокой и
трудной деятельностью  души; напротив, хорошую память можно встретить у лиц,
стоящих на очень низкой ступени интеллектуального развития.
     В качестве  второй  странной  особенности,  которая  дополняет  первую,
следует  выделить  то,  что  из  пустоты  воспоминаний, охватывающей  первые
детские  годы,  всплывают  отдельные хорошо сохранившиеся, по  большей части
наглядные   воспоминания,  сохранять   которые  нет  никаких   оснований.  С
материалом  впечатлений,  встречающихся  нам  в  последующей  жизни,  память
распоряжается таким образом, что  делает из него выбор. Она сохраняет что-то
важное,   а   от   неважного   отказывается.   С   сохранившимися   детскими
воспоминаниями  дело  обстоит  иначе.  Они  соответствуют  не  самым  важным
переживаниям детских лет, и даже  не тем, которые должны бы казаться важными
с  точки  зрения  ребенка.  Часто  они  настолько банальны  и  сами по  себе
незначительны, что мы  только удивляемся, почему именно  эта деталь избежала
забвения.  В  свое время  я пытался  с помощью  анализа исследовать  загадку
детской  амнезии  и прорывающих ее остатков воспоминаний и пришел к  выводу,
что  все-таки  в  воспоминаниях  у  ребенка  остается  только  важное.  Лишь
благодаря уже знакомым вам процессам сгущения и особенно смещения это важное
в  воспоминании  представляется  другим,  что кажется неважным. Эти  детские
воспоминания     я     назвал     поэтому     покрывающими    воспоминаниями
(Deckerrinerungen), путем  основательного  анализа из них  можно извлечь все
забытое.
     При психоаналитическом лечении  совершенно закономерно возникает задача
заполнить  пробел в  детских  воспоминаниях, и поскольку  лечение  вообще  в
какой-то степени удается, и это случается весьма часто, мы в состоянии опять
восстановить  содержание тех забытых детских  лет. Эти  впечатления  никогда
по-настоящему   не  забываются,  они  были  только  недоступными,  скрытыми,
Hosted by uCoz