Navigation bar
  Print document Start Previous page
 91 of 107 
Next page End  

чувств. Мотивы этого общеизвестны и обнаруживают тенденцию отделить лиц того
же пола, дочь от матери, отца  от сына. Дочь находит в матери силу,  которая
ограничивает  ее  волю  и  на  которую возложена  миссия  провести  в  жизнь
требуемый обществом отказ от сексуальной свободы, в отдельных  случаях еще и
конкурентку,  которая  противится вытеснению.  То же самое,  но в  еще более
резкой форме повторяется между отцом  и сыном. Для  сына  в отце воплощается
любое насильственное социальное  принуждение; отец  закрывает  ему  доступ к
проявлению собственной воли, к преждевременному сексуальному наслаждению и к
пользованию   общесемейным   достоянием   там,   где    оно    имеется.    У
престолонаследника желание  смерти отца вырастает до размеров,  граничащих с
трагедией. Менее  опасным  представляется  отношение между отцом  и дочерью,
матерью  и  сыном.  Последнее дает чистейшие образцы  ненарушенной  никакими
эгоистическими соображениями неизменной нежности.1
     Для  чего я говорю об этих  банальных и общеизвестных вещах? Потому что
имеется  очевидное  стремление  отрицать  их  значение  в жизни  и  выдавать
социально обусловленный идеал за осуществленный гораз-
     ----------------------------------------
     1   В  этих   суждениях   выступает  коренной  методологический   изъян
психоанализа      Фрейда      --      подмена      социальных       факторов
личностно-психологическими  (в свою очередь, сведенными к психосексуальным).
Отношения, которые  складываются  в  семье между ее членами,  могут отражать
личностно-психологические  симпатии и  антипатии  (которые, в свою  очередь,
обусловлены   историей   внутрисемейных    отношений,   характерологическими
свойствами членов семьи).  Однако сама семья --  продукт социальной истории.
Социальное же принуждение не является продуктом половозрастных различий.
     до  чаще,  чем он  в  действительности  осуществляется.  Но лучше, если
правду скажет психолог, чем циник. Во всяком случае, это отрицание относится
только   к   реальной  жизни.   Но   литературе   и   драматической   поэзии
предоставляется  свободно  пользоваться  мотивами,  вытекающими из нарушения
этого идеала.
     Итак,  нам  не  следует  удивляться  тому,  что  у большого числа людей
сновидение обнаруживает желание устранить родителей,  а именно  того из них,
кто одного пола с видевшим  сон. Смеем предположить, что это желание имеется
в  состоянии   бодрствования  и  даже  иногда  осознается,  если  оно  может
замаскироваться  под  другой  мотив,  например, под  сострадание  к ненужным
мучениям отца, как это было у видевшего сон  в  примере 3. Редко одна только
враждебность  определяет отношение,  гораздо  чаще  за ней  выступают  более
нежные побуждения, которыми она  подавляется и должна выжидать  до тех  пор,
пока сновидение  ее как бы  изолирует. То,  что сновидение с  помощью  такой
изоляции  изображает  преувеличенным, затем опять  уменьшается,  когда после
нашего толкования включается в  общую жизненную связь (Sachs, 1912, 569). Но
мы находим это желание сновидения даже там, где оно  не имеет связи с жизнью
и где  взрослый  никогда не признался бы  в  нем  в  бодрствующем состоянии.
Причина этого в  том, что  самый  глубокий и  постоянный  мотив  отчуждения,
особенно между лицами одного пола, появляется уже в раннем детском возрасте.
     Я имею  в виду соперничество  в любви явно полового  характера. Сын уже
маленьким ребенком начинает испытывать особую нежность к матери, которую  он
считает своей  собственностью, а отца  воспринимает  как конкурента, который
оспаривает  у него  это исключительное  обладание, и точно  так же маленькая
дочь видит в матери лицо, мешающее ее нежному  отношению к отцу и занимающее
место, которое она  сама  с удовольствием  бы  заняла. Из наблюдений следует
узнать,  до  какого  раннего  возраста  доходит эта  установка,  которую  мы
называем Эдиповым комплексом, 1 потому что в легенде об  Эдипе реализуются с
совершенно  незначительным ослаблением оба крайних  желания,  вытекающие  из
положения сына, -- убить отца и взять в жены мать. Я не хочу утверждать, что
Эдипов  комплекс  исчерпывает  отношение детей  к родителям,  оно может быть
намного  сложнее. Эдипов  комплекс может быть  также  более или менее сильно
выражен, может сам  претерпеть противоположное выражение, но он постоянный и
очень значительный  фактор душевной  жизни  ребенка,  и  возникает опасность
скорее недооценить его влияние и обусловленное  им развитие, чем переоценить
его. Во всяком случае, дети часто реагируют эдиповой установкой  на  чувство
родителей, которые довольно часто руководствуются половым различием в  своем
любовном  выборе, так что отец предпочитает дочь,  мать -- сына,  а в случае
охлаждения в браке заменяют ими обесцененный объект любви.
Hosted by uCoz