Navigation bar
  Print document Start Previous page
 10 of 351 
Next page End  

зависит от индивидуальных и психологических особенностей личности.
До настоящего времени на протяжении нескольких столетий продолжается дискуссия о том,
является ли психиатрия наукой или искусством. В пользу первой точки зрения можно привести
достижения биологической терапии психических заболеваний (в частности, психофармакологии),
эпидемиологии и генетики психических заболеваний, а также функциональной морфологии мозга. В
пользу второй точки зрения свидетельствует значительная зависимость эффекта терапии и качества
диагностики от личности врача, что особенно заметно при психотерапевтическом воздействии на
пациента. Единственная общая теория, которая применима в психиатрии — эволюционная. Она
объединяет данные генетики, биохимии, психоанализа и психологии, экологии и эпидемиологии, а
также клинические данные. Согласно этой теории основные психические расстройства — возникшие в
эволюции формы адаптации, имеющие конкретную генетическую базу, частота этих форм
поддерживается селективными преимуществами лиц, которые являются носителями патологии.
Основными адаптивными реакциями, которые лежат в основе психозов, являются реакция застывания-
бегства, которая служит биологической базой шизофрении, пароксизмальная реакция — база эпилепсии
и эмоциональные реакции, лежащие в основе биологии аффективных расстройств. Этим реакциям
подвержены все люди, но порог реакций у всех различается. Большие психозы (шизофрения, эпилепсия
и аффективные расстройства) в своих комбинациях создают все разнообразие психозов, так же как черты
личности, связанные с ними в своих комбинациях, создают все разнообразие личностных типов.
Глава 1. История психиатрии
Клиническое (феноменологическое, дискриптивное) направление психиатрии имеет свои
истоки в глубокой древности. В частности, описание помешательства можно встретить в «Илиаде» и
«Одиссее» Гомера, эпосах «Махабхарата», «Младшая Эдда» и «Калевала». Их можно найти также в
священных текстах Библии, Корана и Талмуда. Метафизический опыт человека связан с религиозными
практиками, случайным и направленным использованием психоактивных веществ, а также опытом
переживания утрат, греха, боли, умирания. Он позволил почти 4000 лет назад установить границы души
и тела, определить степень конечности существования и динамику душевных состояний. Теории
структуры души различаются в иудаистской, буддистской, христианской, мусульманской и других
религиозных традициях. Однако все они подчеркивают неотделимость психических явлений от
окружающего мира, а также разделяют индивидуальный и коллективный духовный опыт.
Подробное описание психических расстройств, особенно эпилепсии и истерии, принадлежит
Гиппократу (460—370 до н.э.), который придал некоторым мифологическим образам свойства,
характерные для психических расстройств, — например, он описал манию, меланхолию. Им же
выделено четыре основных темперамента, связанных с преобладанием одной из четырех жидкостей —
крови, флегмы, черной или желтой желчи. Гиппократом показана зависимость психических расстройств
от соотношения «жидкостей», в частности, меланхолию он связывал с черной желчью, он также
утверждал, что истерия связана с блужданием матки. Это воззрение сохранялось вплоть до XIX века. Им
описана типология эпилепсии и предложено диетическое лечение этого заболевания. Платон (427—347
до н.э.) выделял два типа безумия — одно, связанное с воздействием богов, другое — связанное с
нарушением рациональной души. В платонической и неоплатонической традициях была введена
классификация негативных и позитивных душ человека. Аристотель (384—322 до н.э.) описал основные
эмоции, включающие страх, тревогу, и выделил понятие сверхсильной эмоции — аффекта. Гален из
Пергама, живший в римский период, считал, что депрессия обусловлена избытком черной желчи. Св.
Августин (354—430 н.э.) в своих посланиях из Северной Африки впервые ввел метод внутреннего
психологического наблюдения переживаний (интроспекция). Описание переживания, по Св.
Августину, позволяет понять его окружающим, разделить, сопереживать.
Его описания по праву можно считать первыми психологическими трактатами. Авиценна (980—
1037 н.э.) в «Каноне врачебной науки» описывает две причины психических расстройств: глупость и
любовь. Он также впервые описал состояние одержимости, связанное с превращением человека в
животных и птиц и подражанием их поведению. А также описал особое поведение врача при беседе с
Hosted by uCoz