Navigation bar
  Print document Start Previous page
 109 of 351 
Next page End  

Инкогерентное мышление (бессвязное) при таком мышлении отсутствует связь между
отдельными словами в предложении, часто появляются повторы отдельных слов (персеверации).
Вербигерация расстройство мышления, при котором нарушается связь не только между
словами, но и между слогами. Пациент может произносить отдельные звуки и слоги стереотипно.
Различные степени разорванности мышления характерны для шизофрении.
Речевые стереотипии могут выражаться как повторы отдельных слов, так и фраз или
предложений. Пациенты могут рассказывать одни и те же истории, анекдоты (симптом граммофонной
пластинки). Иногда стоячие обороты сопровождаются затуханием, например, пациент произносит фразу
«Головная боль меня иногда беспокоит. Головная боль меня иногда. Головная боль меня. Головная боль.
Головная». Речевые стереотипии характерны для деменций.
Копролалия преобладание в речи нецензурных оборотов и фраз, иногда с полным
вытеснением обычной речи. Характерна для диссоциальных расстройств личности и проявляется при
всех острых психозах.
6.5. Расстройства памяти и внимания
Определения
Память — процесс накопления, удержания и воспроизведения информации. Выделяются
дисмнезии: гипермнезия, гипомнезия, амнезии, явления вытеснения и парамнезии: конфабуляции,
псевдореминисценции, эхомнезии, палимпсесты. Внимание — направленность и степень
сосредоточенности на объекте и деятельности. К патологии внимания относятся неустойчивость,
замедленность переключения, недостаточная концентрация, дефицит внимания.
История вопроса, норма и эволюция
Процесс памяти интересует всех в связи с интересом к способности к обучению и переобучению.
Она состоит из явлений накопления, удержания и восприятия новой информации. Эти свойства памяти
характерны для всей живой и неживой природы. Память аккумулирована в культуре в предметном мире,
на носителях информации, в частности, книгах и компьютерах. Единицей измерения памяти является
один бит (8 бит=1 байт), который может содержать информацию 2-х видов: "да"(1) и "нет"(0).
Персональные компьютеры начала 21 века содержат информацию, равную 20 Гбайт (1 Гбайт=2^30
байт). В биологическом смысле память делится на кратковременную и долговременную.
Долговременная память фиксирована в структуре ДНК, а кратковременная — в структуре РНК. Мозговая
организация памяти связана с кругом Папеца. В круг Папеца входит активирующее воздействие
ретикулярной формации, миндалин и септума на обратную связь между корой, гиппокампом,
гипоталамусом и таламусом. Соответственно, расстройства внимания в основном связаны с
ретикулярной формацией, расстройства памяти — с корой, гиппокампом. Нейроналъный «след» в
качестве морфологического субстрата представлен аксон-аксонными связями, а также связями между
телами нейронов, число которых увеличивается в результате обучения. Нейроморфологический и
нейрофункциональный оттиск образа называют энграммой, она может образовываться экстремально в
результате мгновенного запечатления (импринтинга). Это явление впервые открыто К. Lorenz, который
отметил, что только что родившиеся гусята запечатлевают первый увиденный образ как родительский. У
млекопитающих быстрому запечатлению образа ребенка как родного способствует окситоцин, который
вырабатывается в результате сжатия шейки матки в последнюю стадию родов. Выделяется сенсорная
память, связанная с запечатлением визуальных, тактильных, ольфакторных и аудиальных образов.
Кратковременная память транслируется в долговременную, этому способствуют процессы повторения,
эмоциональной значимости запоминаемого, а также позиции запоминаемого среди других явлений.
Воспроизведению способствует такой психологический феномен, как трансфер, суть которого
выражается в том, что воспроизводимое ассоциируется с аналогичным явлением или событием в
прошлом. Это означает, что разнообразие форм обучения в детстве способствует более свободному
воспроизведению информации в зрелом и позднем возрасте. В биологии также выделяются видовая
память, которая существует благодаря передаче отдельных генокомплексов в ходе эволюции, а также
генокультуральная память, выраженная мемами — единицами связи между генетическими структурами
Hosted by uCoz