Navigation bar
  Print document Start Previous page
 15 of 351 
Next page End  

2.1.1. Техника установления контакта с пациентом
Инсайт-ориентированная техника включает, наряду с сопереживанием, свободные ассоциации,
интерпретацию и конфронтацию.
Симптом-ориентированная фиксирована на выявление знаков в поведении, психических
функциях (сознание, память, интеллект, восприятие, мышление, эмоции). Она строится в следующей
технике:
1. Зафиксируйте общее представление о пациенте, его конституциональном, включающем
отклонения в развитии (регионарные морфологические дисплазии) и поведенческом статусе. На этом
этапе уже в первые секунды вы сможете уловить свои представления о половой принадлежности,
степени соответствия ей половой ориентации, возрасте. В дальнейшем это может пригодиться для
выяснения соответствия реальному возрасту, конституции (пикник, нормастеник, астеник), поведению
(возбуждение, ступор, неадекватность).
2. Следует расположить пациента к себе и успокоить.
Даже если пациент не считает себя больным, посещение психиатра может быть для него
болезненным, в этом случае обычно что-то или кто-то заставляет его консультироваться. Подобную
конфронтацию можно использовать для того, чтобы показать, что вы находитесь на стороне пациента, а
не его окружения. Это еще более важно, если пациент страдает.
Распознайте особенности знаков его локомоций (моторики), мимики, позы, жеста, стилистики
отношения к вам и территории, его эмоциональное состояние и общую конструкцию речи. Стремитесь
реагировать на эти знаки и наблюдайте его реакцию на ваше поведение. Если ваше поведение будет
излишне спокойным, а взгляд слишком пристальным, это может вызвать у бредового пациента
дополнительные подозрения, а у депрессивного — усилить тревогу. Поведение врача должно быть
пластичным.
3. Проявление сострадания и сопереживания. Оцените свое сопереживание, а также возможное
непонимание или агрессию по отношению к пациенту. В дальнейшем анализ этих чувств поможет вам
понять причины успешности или неуспешности терапии, прогноза и неточность диагностики.
Реагируйте с сопереживанием на представляемые переживания пациента. Не скрывайте проявлений
своего сопереживания.
4. Оцените уровень понимания пациентом собственных проблем. Он может быть полным, и в
этом случае пациент рассказывает о своих переживаниях как болезненных, неполным, то есть лишь
некоторые переживания он считает болезненными, или понимание вообще отсутствует. Важно найти те
переживания, которые хотя бы частично пациент считает болезненными, их можно использовать для
работы с остальными переживаниями, но первоначально лучше избегать болезненных для пациента
переживаний. В зависимости от понимания пациентом проблем расскажите ему о терапевтических
задачах.
5. Проведение оценки или интерпретация. Пациенту важно знать, что думает врач о его
переживаниях. Поэтому следует продемонстрировать ему свои знания о данных симптомах,
подчеркнуть уникальность или обычность (стандартность) данных переживаний, а также возможности
управления этими переживаниями. Обычно страдающим пациентам важно знать, что у врача есть опыт
борьбы с аналогичным страданием, но сопротивляющимся и отвергаемым пациентам важнее
чувствовать свою значимость. Следует указать на перспективы развития болезни и вселить в пациента и
его родственников надежду на выздоровление.
6. Установление лидерства в отношениях. Это важно для того, чтобы терапевтическим
процессом управлял врач, а не пациент и его родственники или социальное окружение. Баланс ролей и
стратегий в отношениях должен быть врачом осознан как можно глубже.
2.1.2. Роли и стратегии врача
Врач может выступать в беседе и работе с пациентом как доминантная, авторитарная фигура, как
независимый эксперт, как сопереживающий (эмпатический) слушатель или гуманистический помощник.
Каждая из ролей предполагает конкретный личный опыт и личностные особенности врача, но важно,
Hosted by uCoz