Navigation bar
  Print document Start Previous page
 253 of 351 
Next page End  

нарушения — ограниченное словарное развитие, использование небольшого набора шаблонных слов,
трудности в подборе синонимов, сокращенное произношение, незрелая структура предложений,
синтаксические ошибки, пропуски словесных окончаний, приставок, неправильное использование
предлогов, местоимений, спряжений, склонений глаголов, существительных. Отсутствие плавности в
изложении, отсутствие последовательности в изложении и при пересказе. Понимание речи не
затруднено. Характерно адекватное использование невербальных реплик, жестов, стремление к
общению. Артикуляция обычно незрелая. Могут быть компенсаторные эмоциональные реакции во
взаимоотношениях со сверстниками, поведенческие расстройства, невнимательность. Расстройство
развития координации и функциональный энурез часто являются сопутствующими нарушениями.
Диагностика
Показатели экспрессивной речи существенно ниже, чем показатели, полученные по
невербальным интеллектуальным способностям (невербальная часть теста Векслера).
Расстройство значительно препятствует успехам в школе и повседневной жизни, требующим
выражения в вербальной форме.
Не связано с общими расстройствами развития, дефектом слуха или неврологическим
расстройством.
Дифференциальная диагностика
Следует проводить с умственной отсталостью, для
которой характерно полное нарушение
интеллекта в вербальной и невербальной сфере; с общими расстройствами развития, при которых
характерны отсутствие внутреннего языка символической или воображаемой игры, неадекватное
применение жестов и неспособность поддерживать теплые социальные отношения.
При приобретенной афазии или дисфазии характерно нормальное речевое развитие до травмы
или других неврологических расстройств.
Терапия
Предпочтительна речевая и семейная терапия. Речевая терапия включает овладение фонемами,
словарным запасом, построением предложений. При наличии признаков вторичного или
сопутствующего нарушения в сфере поведения или эмоций показаны медикаментозное лечение и
психотерапия.
Расстройство рецептивной речи (F80.2)
Специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня,
соответствующего его умственному развитию. Часто дефект фонетико-фонематического анализа и
словесно-звукового произношения. Для обозначения этого расстройства применяются термины: афазия
или дисфазия развития, рецептивный тип (сенсорная афазия), словесная глухота, врожденная слуховая
невосприимчивость, сенсорная афазия Вернике, связанная с развитием.
Этиология и патогенез
Причина данного расстройства неизвестна. Имеют место теории минимального органического
поражения головного мозга, задержки нейронального развития, генетической предрасположенности,
однако окончательного подтверждения ни одна из теорий не получила. Возможные
нейропсихологические механизмы — нарушения зоны звукоразличения — задние отделы левой
височной области, или нарушения дифференцирования невербальных компонентов речи вследствие
дисфункции правого полушария головного мозга. Большинство детей с расстройством развития
рецептивной речи лучше реагируют на звуки окружающей среды, чем на звуки речи.
Распространенность
Частота расстройства варьирует от 3 до 10% у детей школьного возраста. Встречается в 2—3 раза
чаще у мальчиков, чем у девочек.
Клиника
Расстройство обычно обнаруживается в возрасте около 4 лет. Ранние признаки — неспособность
реагировать на знакомые названия (в отсутствие невербальных реплик) с раннего возраста,
неспособность идентифицировать несколько предметов к 18 месяцам, неспособность следовать
простым инструкциям в возрасте 2 лет. Поздние нарушения — неспособность к пониманию
Hosted by uCoz