Navigation bar
  Print document Start Previous page
 42 of 351 
Next page End  

Прагматика изучает отношения к знаковой системе субъектов, воспринимающих и
использующих данную систему. При прагматическом исследовании рассматривается отношение
говорящего: 1) к действительности; 2) к содержанию сообщения; 3) к адресату. Прагматический аспект
изучения речи больных — определение зависимости прагматических категорий речи при
фиксированных прагматических переменных: говорящий (пациент) — слушающий (врач), место, время,
универсум общения, от особенностей клинической картины.
Важнейшей прагматической категорией, имеющей практический интерес, является речевой акт
как основная единица общения. Теория речевых актов рассматривает языковое общение как
целенаправленное действие, то есть высказывания являются перформативными (осуществляющими
действие). Для того чтобы идентифицировать действие, осуществляемое в ходе коммуникации,
необходимо уточнение структуры и типа речевого акта.
Структура речевого акта включает в себя 3 составляющих:
1) иллокуция цель говорящего;
2) локуция произнесение;
3) перлокуция результат речевого воздействия на слушающего.
Иллокутивную функцию определяют по преобладающему типу речевых актов. Тип речевого акта
характеризуют в первую очередь перформативные глаголы, указывающие на определенные действия.
Выделяют следующие типы речевых актов:
1) Ассертивы: утверждения, сообщения, уведомления, положения и т.д.
Например: «Хуже всего я себя чувствую в пять часов утра, когда появляются дрожание в теле,
непонятный страх и жуткая подавленность...», «...Моя болезнь длится уже шесть лет и началась после
серьезной душевной травмы».
2) Директивы
приказы, просьбы, требования, запреты, разрешения, советы, рекомендации,
вопросы и т.д.
Например: «Я требую немедленно меня отпустить!», «Советую вам помочь мне, так как я найду
управу на своих преследователей и мучителей»
3) Комиссивы обязательства, обещания, уверения, гарантии, клятвы, угрозы, обеты и т.д.
Например: «И тогда я поклялся себе сделать все возможное, чтобы справиться с этим
малодушием», «Поверьте мне, доктор, что я не выдумала своих преследователей, — они существуют
на самом деле, и каждый мой шаг это подтверждает».
4) Декларативы назначения, объявление чего-либо, открытие и закрытие, снятие с должности,
решения и т.п.
Например: «И тогда я поняла, что так продолжаться не может и решила обратиться к
врачу», «Я отказываюсь разговаривать с вами, считаю эти вопросы грубой провокацией».
5) Экспрессивы — благодарность, извинения, соболезнования, поздравления, жалобы, похвалы,
причитания и т.п.
Например: «Господи! За что мне такие мучения!», «Спасибо за ваше внимание и заботу», «В
груди огнем печет, все переворачивается».
Локуция определяется характером семантического наполнения высказывания и зависит от
рассмотренных ранее лексико-семантических, просодических и психолингвистических характеристик.
Перлокуция, то есть результат речевого воздействия складывается из оценки следующих
моментов:
1) определение врачом цели сообщения;
2) оценка исследователем собственных чувств при восприятии сообщения, определение
ведущего мотива коммуникации у пациента;
3) оценка степени соответствия перлокутивного эффекта (слушающего) ожидаемому (пациентом).
Изучение иллокутивно-перлокутивного соотношения является важным для большего приближения к
пониманию сущности переживаний пациента, необходимо для создания индивидуализированных
терапевтически-реабилитационных программ, психотерапевтической работы. В то же время
иллокутивно-перлокутивное несоответствие играет диагностическую роль в выявлении симуляции,
диссимуляции, определении истинных мотивов и установок пациента. Кроме того, иллокутивно-
Hosted by uCoz