Navigation bar
  Print document Start Previous page
 51 of 351 
Next page End  

3. вариант: огонь —, сад —, смех —, лес —, красный —, платье —, север —, любовь —, вечер —,
радость —, сон —, хлеб —, дело —, болезнь —, труд —, брат —, обида —, гроза —, муж —, весна —,
стол —, прошлое —, честь —, космос —, здоровье —.
При анализе результатов исследования учитываются: латентный период (в норме от 0,5 до 2 с),
качественные характеристики ответов.
По качеству ответов речевые реакции делят на:
высшие речевые реакции (общеконкретные, индивидуально-конкретные, абстрактные);
примитивные словесные реакции (ориентировочные, созвучные, отказные, экстрасигнальные,
междометные, персеверирующие, эхолалические);
атактические реакции (соответствующие диссоциированному мышлению).
У больных шизофренией преобладают атактические (еда — крот) или созвучные (народ — урод)
реакции. Это обусловлено особенностями расстройств мышления при данном заболевании,
ассоциациями по созвучию и т. д.
Адекватным выполнение исследования считается, если высшие речевые реакции составляют
98—100 %, среди них общеконкретные — 68—72 %, индивидуально-конкретные — 8—12 %,
абстрактные — 20 %, низшие, атактические и многословные реакции отсутствуют.
Методика Эббингауза позволяет оценить стройность и продуктивность мышления.
Обследуемому предлагают заполнить пробелы в рассказе:
Стал дед очень стар. Ноги у него не..., глаза не..., уши не..., зубов не стало. И когда он ел, у него
текло изо.... Сын и невестка перестали его за... сажать и давали ему... за печкой. Снесли ему раз обедать
в..., он хотел ее подвинуть, да уронил на..., чашка и.... Стали тут... бранить старика за то, что он им все
в... портит и... бьет.
Целенаправленность мышления оценивается с помощью методики «проблема Эверье». Для
анализа предлагается следующий отрывок текста:
Существуют различные взгляды на ценность жизни. Одни считают ее благом, другие — злом.
Было бы правильнее держаться середины, потому что, с одной стороны, жизнь приносит нам меньше
счастья, чем мы желали бы сами себе, с другой стороны, — ниспосылаемые нам несчастья всегда
меньше того несчастья, которого нам желают в душе другие люди. Вот это-то равновесие и делает
жизнь вполне выносимой, вернее, до известной степени справедливой.
Исследование нарушений интеллекта
Экспериментально-психологическое исследование интеллекта позволяет уточнить характер и
тяжесть снижения интеллекта. Интеллект оценивается опосредованно при исследовании мышления,
понимания переносного смысла пословиц и поговорок, общей осведомленности, составляющих основу
теста Векслера. Метод Векслера состоит из 11 отдельных методик субтестов, разделенных на
вербальную и невербальную группы.
Тест прогрессивных матриц Равена состоит из 60 заданий, распределенных по пяти сериям. В
каждой серии представлено изображение полотна с геометрическим рисунком и несколько матриц с
одной недостающей частью. Необходимо обнаружить закономерности в матрицах и подобрать из шести-
восьми предложенных рисунков ту матрицу, которой недостает в полном изображении. От серии к
серии задания усложняются. Результаты оцениваются по количеству правильно подобранных
недостающих фрагментов по каждому заданию. Выделяют пять степеней развития интеллекта по тесту
Равена:
I степень — более 57 правильных ответов (баллов), т.е. более 95% — особо высокоразвитый
интеллект.
II степень — от 45 до 57 баллов (75—94%) — интеллект выше среднего.
III степень — от 15 до 45 баллов (25—74%) — интеллект средний.
IV степень — от 3 до 15 баллов (5—24%) — интеллект ниже среднего.
V степень — менее 3 баллов (5%) — интеллектуальный дефект.
Исследование нарушений эмоций
Hosted by uCoz