Navigation bar
  Print document Start Previous page
 61 of 351 
Next page End  

поведении, если переживания не отражаются на общем рисунке и деталях поведения, то следует
усомниться в их достоверности.
Основная психиатрическая интерпретация связана с выделением симптомов по сферам
психопатологических нарушений, описанных в общей психопатологии, и синдромов. Все синдромы
делятся на позитивные и негативные. Позитивные представляют из себя некий плюс к психическому
состоянию, к ним, в частности, относятся бред и галлюцинации, негативные — минус, например
редукция энергетического потенциала или апатия. Каждый синдром может включать симптомы
психопатологии разных сфер (например, памяти и мышления, сознания и восприятия), но может
складываться и в пределах одной сферы (например, галлюциноз).
4.2. Нейропсихологическая интерпретация
С позиций нейропсихологии все психические расстройства связаны с функциональным или
морфологическим повреждением в системах трех функциональных блоков мозга: блока регуляции тонуса
и активности, уровня сна и бодрствования (ретикулярная формация, лимбическая система,
медиобазальные отделы лобной и височной коры), блока приема, переработки и хранения информации
(анализаторные системы), блока регуляции, контроля и программирования психической деятельности
(моторные, премоторные, префронтальные отделы коры лобных долей). Среди нейропсихологических
синдромов поражения мозга выделяют:
— синдромы поражения затылочных отделов больших полушарий мозга (зрительные агнозии,
модально-специфические нарушения внимания, оптико-пространственная апраксия, оптико-
мнестическая афазия),
— синдромы поражения височных отделов (слуховые агнозии, акустико-мнестическая афазия,
слуховое невнимание, модально-специфические расстройства памяти, эмоциональные нарушения и
нарушения сознания),
— синдромы поражения теменных отделов (тактильные агнозии, афферентная моторная афазия,
кинестетическая апраксия, синдром тактильного невнимания),
— синдромы поражения третичных височно-теменно-затылочных отделов (конструктивная
апраксия, аграфия, алексия, акалькулия, семантическая афазия, амнестическая афазия),
— синдромы поражения премоторных отделов коры (кинестетическая апраксия, эфферентная
моторная афазия, динамическая афазия, двигательное невнимание, нарушение динамики течения
интеллектуально-мнестических процессов),
— синдромы поражения префронтальных отделов лобной коры (префронтальный
конвекситальный синдром, префронтальный базальный синдром, префронтальный медиальный
синдром),
— синдромы «расщепленного мозга» (синдром аномии, синдром «дископии — дисграфии»).
4.3. Психоаналитическая интерпретация
Эта интерпретация прямо не соответствует психиатрической. В частности, психоанализ
рассматривает невроз не как дезадаптацию, а как особую нормативную форму адаптации.
Феноменологически психоанализ фиксируется на уровне симптома, который интерпретируется как
результат одного из механизмов защиты, срабатывающего в результате задержки развития на стадиях
психосексуальности, психического онтогенеза или в результате регресса к определенным стадиям.
Психоаналитическая интерпретация зависит от того, в рамках какой аналитической школы она
происходит, но независимо от школы аналитик пытается ответить на вопрос, почему галлюцинации
именно этого содержания переживает пациент и почему именно таково содержание его симптома,
например навязчивостей или бреда.
Интерпретация деталей и содержательной стороны симптома часто бывает важной для
невротика, но совершенно недоступной для пациента в состоянии психоза. Тем не менее
психоаналитическая интерпретация является важной составной частью работы с любым пациентом,
поскольку она опирается на психический онтогенез и особенности интерперсональных отношений. Так,
Hosted by uCoz