Navigation bar
  Print document Start Previous page
 64 of 351 
Next page End  

4.5. Возрастная интерпретация
Для детского возраста относительно специфичными являются синдром детского аутизма,
синдромы патологических страхов и фантазий, синдром олигофрении, синдром психического
инфантилизма и гипердинамический синдром, синдром привычных действий. Для подросткового
возраста более типичны синдромы дисморфомании, анорексии, гебоидности, нарушения поведения. Все
синдромы детского и подросткового возраста могут рассматриваться как дизонтогенетические, и они
указывают на три основных механизма патогенеза:
1. Задержка развития — этот механизм характерен для умственной отсталости и задержки
развития.
2. Асинхрония развития, которая характеризуется тем, что задержка развития одной функции
приводит к гиперкомпенсации другой функции. Этим механизмом можно объяснить развитие аномалий
личности.
3. Регресс, как возврат назад к онтогенетически более ранним этапам, отмечается при
большинстве неврозов, в частности фобиях и шизофрении.
Для позднего возраста, как возраста инволюции, относительно специфичны хронические формы
бреда «малого размаха», когнитивные и эмоциональные расстройства, в том числе депрессии, в
результате сосудистой и атрофической патологии мозга, собственно симптомы когнитивного дефицита.
До сих пор неясно, существуют ли болезни, специфичные для конкретного возраста, или это возрастные
фазы одного заболевания, например аффективного расстройства, шизофрении и т. д., окрашенные
возрастной физиологией и психологией. Психический и морфологический онтогенез состоит из
критических и литических периодов. В критические периоды человек более чувствителен к стрессам и к
запечатлению (обучению), поэтому психические расстройства, особенно отчетливо пограничные,
имеют тропность к конкретному «возрастному окну», вне которого они протекают иначе. К критическим
периодам относится возраст, кратный 6 годам, то есть сооответственно 6, 12, 18... лет и т. д. Однако
наряду с этими периодами существую малоизученные в настоящее время короткие возрасты
импринтинга (быстрого запечатления). К ним относятся следующие периоды импринтинга:
— первые часы жизни ребенка, когда он запечатлевает образ матери,
— период 2—3 лет, когда запечатлевается принадлежность к определенному полу,
— возраст около 6 лет — запечатление социальных коммуникаций,
— возраст 12 лет — запечатление принадлежности к группе.
4.6. Биологическая интерпретация
Функциональная морфология. Нервная система плода начинает развиваться на ранних этапах
эмбриональной жизни, продолжая развитие и в первые годы после рождения.
Из эктодермы образуется нервная трубка, на третьей неделе развития из нее образуются три
первичных мозговых пузыря, из которых развиваются главные отделы головного мозга. Уже к 3-му
месяцу внутриутробного развития определяются основные части центральной нервной системы:
большие полушария, ствол, мозговые желудочки, спинной мозг. К 5-му месяцу дифференцируются
основные борозды коры больших полушарий, однако кора еще недостаточно развита. Мозговая ткань
новорожденного мало дифференцирована, слабо разделено белое и серое вещество.
Наибольшие изменения происходят в течение первых 5—6 лет, и только к 16 годам становятся
функционально похожими на мозговые структуры взрослого человека.
На самых ранних этапах эмбриогенеза развитие нервной системы осуществляется по системному
принципу с развитием в первую очередь тех отделов, которые обеспечивают жизненно необходимые
врожденные реакции (пищевые, дыхательные, выделительные, защитные). В процессе развития
функциональные системы мозга формируются поступательно по определенным принципам:
1. Функциональные системы формируются поэтапно, по мере жизненной необходимости.
Так, у новорожденного готовы системы глотания, сосания, дыхания. Двигательные, зрительные,
слуховые реакции еще не совершенны.
2. Функциональные системы созревают постепенно, то есть сначала созревают элементы,
Hosted by uCoz