Navigation bar
  Print document Start Previous page
 71 of 351 
Next page End  

психиатрии считается, что описание и самоописание психопатологических состояний одного гения
может дать больше, чем описание сотни пациентов. Патографические описания обычно носят
ретроспективный характер, поэтому учитывают характер эпохи и ее толерантность к аномальному
поведению. Патографические описания имеют и большой этический смысл, поскольку позволяют
пациентам понять, что они не одиноки в своих страданиях.
Историогенетический подход позволяет понять причины меняющегося отношения к
проявлениям аномального поведения с позиции динамики культуры. Хотя наше актуальное поведение и
проявления психических расстройств реализуются в настоящее время, они часто повторяются в той же
форме, что и много поколений назад; в другом случае возникают совершенно новые формы расстройств,
к которым трудно подобрать аналоги. Например, динамика диссоциативных расстройств была
практически исчерпана к середине XX века, в контексте искусства появилась практика «шизоанализа»,
как некой новой реальности расщепления под воздействием культуры. Возникли совершенно новые
явления зависимости от компьютерных игр и синдромы «сгорания». Тем не менее распространенность
основных «больших» психозов остается неизменной, хотя их клиническое выражение постоянно
трансформируется культурой.
4.10. Психиатрическая герменевтика
Герменевтика — наука об истолковании. Психологическая герменевтика занимается
истолкованием переживаний, а психиатрическая — психопатологических переживаний. Всякое
переживание вне зависимости от его нормативности может быть истолковано множеством способов,
например, исходя из его биологии, культурального контекста, адаптивности, метафоричности,
текстуально и т. д. Кроме того, следует истолковывать не только то, что фиксирует психиатр, но и тот
материал, который фактически представляет пациент, например, его высказывания. Между двумя этими
истолкованиями может быть значительное расхождение. Например, истолкование психиатром
психического состояния пациента соответствует умеренному депрессивному эпизоду. Фактическое
описание и истолкование пациентом своего состояния выглядит следующим образом. «После того, что
произошло, жизнь кажется мне бессмысленной». Углубление врачом в вопрос о том, что произошло и
что понимает пациент под «смыслом жизни», будет неоднозначным, поскольку он не просто должен
оценить адекватность «произошедшего», но и сравнить «смысл жизни» пациента с теми смыслами
существования, которые существуют в данной культуре.
Психиатрическая герменевтика позволяет соединить объяснение психиатром переживания
самому пациенту с попыткой проникновения в переживание, то есть его пониманием. Для этих целей
необходимо использовать данные всех вышеперечисленных интерпретаций.
Последовательная, герменевтическая работа с символом позволяет прояснить его смысл как для
пациента, сновидящего, фантазирующего или страдающего, так и для аналитика или врача.
Предполагается, что всякий символ может быть интерпретирован исходя из контекста, семантик
следующих кругов:
а) биологического, включающего эволюционный и этологический смысл символа и его аналогии
в филогенезе, онтогенезе,
б) культурологического, подразумевающего поиск аналогов символа в истории в пределах
конкретного этноса или универсальных аналогов, обнаруженных при кросскультуральном сравнении,
лингвистическом анализе,
в) психоаналитического, включающего типичные фрейдовские, юнгианские, эриксонианские
символы,
г) психологического, опирающегося на конкретные индивидуальные психологические факты и
переживания,
д) интерперсонального, связанного с окружением индивидуума, которое может
«имплантировать» свои символы в переживания.
Конечно, это не единственные круги толкования, поскольку следует также включать
теологическое и аллегорическое толкование символа.
Нередко смысл символов перекрывается, совпадает или противоположен в разных контекстах, но
Hosted by uCoz