Navigation bar
  Print document Start Previous page
 11 of 151 
Next page End  

133-136), для коррекции отношений между родителями и детьми (Phillips 1996), для уменьшения
подростковых фобий или неврозов, вызванных разводом родителей (Pardeck, Pardeck 1993), для
повышения заниженной самооценки, вывода из депрессии, после изнасилования (sexual
abuse),
для освобождения от наркотической (Kus 1995) и в целом химической зависимости.
1.3. Психоанализ о литературе
В современной науке довольно широко распространен "субъективный" подход к
произведениям искусства и литературы, при котором для элементов художественного текста
находят корреляцию " психике автора. Соответственно, текст интерпретируется как реализация
в словесном творчестве авторского подсознания. Речь идет прежде всего о психоанализе и о
работах таких ученых, как З.Фрейд, Э.Берн, Д.Раппопорт, Ж.Лакан, Д.Ранкор-Лаферьер.
Обзор психоаналитического подхода к литературе требует специального рассмотрения,
выходящего за рамки данного исследования (см. Белянин 1996, 36-44), поэтому ограничимся
беглым взглядом на это направление.
При анализе специфических особенностей художественного творчества и проблематики
искусства, З.Фрейд исходил из выдвинутого им постулата "эдипового комплекса", в котором, по
его мнению, исторически "совпадает начало религии, нравственности, общественности и
искусства" (Фрейд 1923, 165). Истоки искусства усматривались им в фантазии, с помощью
которой сыновья, отказавшиеся от намерения стать заместителями отца в реальной жизни,
ставят себя на его место в воображении, стремясь таким образом удовлетворить свои
бессознательные влечения. Тот, у кого особенно сильно было развито воображение, и стал
первым поэтом, сумевшим облечь свои бессознательные влечения в мифическую форму,
благодаря чему они перестали быть асоциальными и превратились в средство
самоудовлетворения как в воображении самого поэта, так и в фантазиях других людей,
внимающих его поэтическому голосу. Сила поэтического воображения, способная захватить и
увлечь за собой массы в фантастический, воображаемый мир, приобретает, как утверждал
Фрейд, большое значение потому, что в основе ее лежит всеобщее чувство аффективного
отношения к первобытному отцу.
Тем самым, фантазия и мифотворчество наделяются в теории Фрейда функцией
сублимирования бессознательных влечений человека. Такое понимание причин возникновения
искусства накладывает отпечаток и на фрейдовскую психоаналитическую концепцию
художественного творчества, и на конкретный анализ отдельных произведений искусства. Как в
том, так и в другом случае предлагается психоаналитическая процедура по расшифровке "языка"
бессознательного, который в символической форме обретает свою самостоятельность в
фантазиях, мифах, сказках, снах, произведениях искусства. Искусство рассматривается Фрейдом
как своеобразный способ примирения оппозиционных принципов "реальности" и
"удовольствия" путем вытеснения из сознания человека социально неприемлемых импульсов.
Оно способствует смягчению реальных жизненных конфликтов и поддержанию психического
равновесия, то есть выступает в роли своеобразной терапии, ведущей к устранению
болезненных симптомов. В психике художника это достигается путем творческого
самоочищения и растворения бессознательных влечений в социально приемлемой
художественной деятельности.
По своему смыслу такая терапия напоминает "катарсис" Аристотеля. Но если у
последнего средством духовного очищения выступает только трагедия, то основатель
психоанализа видит в этом специфику всего искусства.
При этом психоанализ нередко сводится к выявлению только следующих комплексов
сферы психического:
1)
влечение к матери и связанное с ним агрессивное чувство к отцу у мальчиков
(комплекс Эдипа), а у девочек - влечение к отцу и ревность к матери (комплекс Электры):
2)
стремление к. смерти, с которым борется инстинкт самосохранения (инстинкт смерти и
Hosted by uCoz