Navigation bar
  Print document Start Previous page
 111 of 151 
Next page End  

для которых, надо сксшть, имелись основания, начали рассеиваться"- М.Рид "Всадник без
головы"). И все события текста развиваются на основе тех эмоций, которые героиня переживает.
Итак, реальное время как бы стоит; пространство находится как бы за окном поезда, в котором
едет героиня. Образно говоря, в "красивом" тексте присутствует пространство не
протяженности, а пространство эмоций, и время не внешних изменений, а субъективных
переживаний.
7.3. Стиль красивых текстов
Стиль "красивых" текстов приподнятый, изысканный и нарочито красивый; он словно
копирует устную возбужденную речь истерички, полную инверсии.
7.4.
Жанры
Говорить о том, что тот или иной текст написан в определенном жанре только потому,
что такой жанр существует, тавтологично. На самом деле автор выбирает ту жанровую форму,
которая соответствует его типу образного мышления. Эти жанровые формы - типы текста - в
свою очередь, обусловлены определенным типом сознания, который проявляется наиболее
полно именно в этом жанре. Тем самым, имеющиеся когнитивные ниши заполняются
соответствующими текстами.
"Красивые" тексты, занимая свое особое место в культуре, очень часто составляют
основу для театральных постановок и киносценариев, особенно для оперетт и водевилей. Они
широко представлены в "мыльных операх" и индийских кинофильмах. В публицистике
красивые тексты существуют преимущественно в жанре рецензии на театральные постановки и
репортажей с художественных выставок, с конкурсов красоты, с показов мод. И, конечно же, их
много в художественной литературе. Это всевозможные "душещипательные" романы,
написанные женщинами и для женщин (Белянин 1996).
Глава восьмая "Сложные" тексты
Из числа литературных текстов следует особо выделить тексты, характеризующиеся
усложненностью семантики и синтаксиса. По нашей гипотезе они обусловлены шизоидностью,
которая сама по себе не создает эмоциональные художественные тексты. Шизоидность - это тот
радикал, который включает в себя иные акцентуации. Поэтому правильнее было бы их включить
в число "смешанных", но поскольку они требуют особого рассмотрения, опишем их отдельно.
"Сложные" тексты по своему содержанию направлены на описание теоретических
положений, концепций и теорий, которые не могут быть проверены на практике. Они
встречаются достаточно часто в сфере науки (прежде всего, в философии и логике). Кроме того,
многие тексты, написанные в жанре научной фантастики, также являются "сложными".
8.1. Научная фантастика
Своим возникновением научная фантастика как жанр художественной литературы
обязана связи с наукой как логической формой постижения мира'. В частности, Р.Нудельман
пишет: "Фантастическая гипотеза по природе своей - логическая конструкция, квазинаучное
допущение, и как таковое оно допускает и предполагает именно логическое свое развитие путем
надстройки и все большего усложнения (sic! - В. Б.) исходной идеи и последующих вариантов.
Фантастические идеи, - продолжает он, - играют в фантастике ту же роль, что в науке ее методы,
и имеют сходную природу. Вот почему так сходны пути их развития" (Нудельман 1970, 8).
! В английском наименовании этого жанра также сохранилась связь с наукой — science
fiction, что значит дословно "научный вымысел".
Иногда  в  научной   фантастике   события  разворачиваются  в  двух  плоскостях  -  в
Hosted by uCoz