Navigation bar
  Print document Start Previous page
 112 of 151 
Next page End  

плоскости мира, как бы более реального, и мира, как бы более вымышленного. Причем, между
ними возможен взаимопереход'.
Рассмотрим в качестве примера рассказ Р.Бредбери "И грянул гром". В нем описывается,
как во время путешествия группы экскурсантов на машине времени в далекое прошлое
оказалась раздавленной бабочка. В результате этого произошли такие изменения, которые
привели к смене политического режима (в сторону диктатуры) в том времени, откуда
отправились путешественники. В этом рассказе налицо существование двух планов. Первый
план: имеющаяся в данный момент (художественного времени) определенная политическая
ситуация. Второй план: некогда существовавший и доступный благодаря машине времени мир
прошлого.
В "Пикнике на обочине" братьев Стругацких каждое столкновение Сталкера с каждым
новым проявлением внеземной цивилизации происходит по своим правилам подобно тому, как в
шахматах за каждой фигурой закреплен свой ход.
Разнообразие тем, к которым обращается научная фантастика, не позволяет достаточно
полно описать закономерности структурного построения этих текстов. Отметим.лишь несколько
моментов, касающихся преимущественно построения второго - вымышленного - плана.
Как правило, второй план текстов - это мир, который "на порядок" выше обычного, это
второй этаж по отношению к первому - традиционному. В частности, в научно-фантастических
текстах встречается описание сверхвысоких или подземных городов, транспорта со
сверхвысокими скоростями, сочетающего в себе достоинства нескольких привычных нам видов
(летающие машины, атомные такси, безрельсовые поезда и т.п.2), роботов, обладающих
человеческими способностями и др.
Вектор оценки подобных явлений может быть повернут не только в сторону
положительных, но и отрицательных социальных последствий. В этом случае изображаемый в
научной фантастике мир "на порядок" хуже обычного: техника выходит из-под контроля
человека, загоняет супергород под землю, роботы порабощают людей, человека подавляет
урбанизация (С.Лем "Возвра-
1
В свое время мы сровнипи эту ситуацию с изобретенными в 80-е годы трехмерными,
где в случае угрозы фигуре но лоске ее можно переводит!, в третье измерение (Белянин
1988,109)
2
В значительной степени это характерно для "фантастики ближнего предела",
получившей г советской литературе особое распространение и 50-е гг.
щение со звезд") и т.д. Реальный мир оказывается деформированным, существующие
особенности современного социального уклада доведены до предела, до своей
противоположности.
Особенностью мира "второго этажа" является его внепространст-венность. Действие
может происходить в параллельных пространствах, пространств много, или они существуют в
разных плоскостях. (Р.Силверберг "Тихий вкрадчивый голос": Кэррол "Алиса в стране чудес",
"Алиса в Зазеркалье", Д.Финней "Меж двух времен"). Другой мир существует словно сам по
себе.
В научной фантастике может существовать и третий план ("этаж"), особенностью
которого является егодеформированность во времени. Можно предположить, что у автора,
говоря словами Кэррола, возникает "состояние своего рода транса, когда человек, вернее, его
нематериальная сущность, не осознавая окружающего и будучи погружена в сон, перемещается
в действительном мире или в Волшебной стране и осознает присутствие фей" (цит. по: Падни
1982, 128).
Время в "сложных" научно-фантастических текстах останавливается (Уэллс "Чудесные
таблетки"), повторяется (Ф.Пол "Туннель под миром"), замедляет или убыстряет свой бег
(Ф.Колупаев    "Качели   отшельника"),   коллапсирует,   а   прошлое   может   идти   навстречу
Hosted by uCoz