Navigation bar
  Print document Start Previous page
 116 of 151 
Next page End  

"темные" - борьбу за существование; экзистенциальные ситуации; жанры детектива,
страшилки, фильмов ужасов;
"печальные" - старость и воспоминания о молодости.
Следует отметить, что само по себе обращение, например, к теме смерти, еще не означает
принадлежности текста к "печальному" типу. Так, публицистическая статья о кладбище может
быть посвящена роли кладбищ в культуре как памятников архитектуры и, тем самым, быть
"светлым" текстом, а повесть Д.Каледина "Смиренное кладбище" является "темной" по
эмоционально-смысловой доминанте. Тем самым, архетипическое понятие 'смерть' (см. Лотман
1994а) получает разную реализацию в разных по эмоционально-смысловой доминанте текстах
(Белянин 1996).
Аналогичным образом, наличие в тексте лишь одного семантического компонента
'предательство' не делает его "активным".
К примеру, в повести "Чучело" (Железняков) Лену Бессольцев\ одноклассники считают
предательницей, полагая, что это она рас сказала учительнице об их побеге с урока в кино. Но и
финал повести (раскрытие тайны родства), и отсутствие других компонентов "активного" текста
(иными словами - все лексическое наполнение повести) свидетельствуют в пользу его отнесения
к "красивым" текстам.
В повести "Что сказал покойник" (Хмелевская) один из друзей героини преследует ее и
предает бандитам. Но этот семантический компонент так и остается "проходным" моментом, не
влияя на эмоционально-смысловую доминанту текста (он однозначно остается "веселым", а не
"активным").
Упоминание в тексте о маленьком росте персонажа также не является однозначным
указанием на принадлежность текста к "темным". Так, в аннотации к книге Линдгрен "Малыш и
Карлсон, который живет на крыше" сказано, что это "веселая (sic! - В. Б.) книжка о мальчике из
Стокгольма, по прозвищу Малыш, и о его необыкновенном друге Карлсоне, который живет на
крыше в собственном маленьком домике". Повесть эта является "веселой", а не "темной".
Следовательно, анализ литературного произведения по эмоционально-смысловой
доминанте предполагает рассмотрение текста на разных уровнях в совокупности ряда его
составляющих. Кроме того, предлагаемая нами концепция эмоционально-смысловой доминанты
позволяет решить проблему дифференциации и атрибутации текстов, написанных на один
сюжет (см. Виноградов 1963).
Проведенный психолингвистический анализ позволяет сделать вывод о том, что в целом
в "смешанных" текстах наблюдаются достаточно закономерные сочетания разных типов
сознания. Для них характерно определенное сочетание лексических единиц психологически
разнородной семантики, пересечение семантических полей и диффузность структурных
моделей, которые существуют в "чистом" виде в текстах, созданных в рамках одной
эмоционально-смысловой доминанты.
Иными словами, если некоторые художественные произведения являются выражением
какого-либо одного состояния, концентрируют в себе какое-то одно мироощущение, то во
многих произведениях представлено несколько подходов к одному и тому же явлению,
описываются разные фрагменты действительности, присутствуют разные позиции. В них также
можно выявить определенные, вполне закономерные сочетания разных типов сознания и разных
типов семантических и вербальных структур.
Пространство
Строя типологию текстов, мы каждый раз исходили из особенностей данного типа
произведений, не пытаясь привести каждый гекст к одному общему основанию. Однако
предлагаемая типология допускает и такой подход, при котором классификация проводится по
единым критериям.
В частности, представляется возможным сопоставление выведен пых здесь типов текстов
Hosted by uCoz