Navigation bar
  Print document Start Previous page
 117 of 151 
Next page End  

по роли, которую в них играют те или иные категории сознания. В применении к названным
типам текстов можно указать, что в них по-разному описываются время и пространство.
Так/например, в "активном" тексте герой, как правило, действует в расширяющемся
пространстве, распространяя свои идеи на все большие территории. С легкостью перемещается в
пространстве - путешествует - герой "веселого" текста. В "темных" же текстах, напротив, все
действия происходят, как правило, в замкнутом пространстве, которое к тому же сужается
вокруг героя.
Природа тоже по-разному представлена в разных типах сознания. Если для "темных-
текстов важным символом природы является Луна, то для "веселых" - это солнце.
Орленок. Орленок, взлети выше солнца...
Солнечный круг...
Пусть всегда будет солнце...
В том крае, где солнца восход, растет пальма, к которой стремится сосна из "печального"
стихотворения "Пальма" (Лермонтова).
Как считают А.Ж.Греймас и Ж.Курте, анализ пространственной организации
нарративной схемы "побуждает рассматривать использование пространства как относительно
самостоятельную составную часть дискурсивных структур" (Семиотика 1983, 541).
9.2. Время
Время, наряду с пространством, является не только формой бытия и мышления, но и
категорией поэтики в художественном тексте. В зависимости от типа текста мы можем увидеть
разное воплощение этой категории.
Так, например, в "светлом" тексте действие не ограничено временем, оно как бы не имеет
значения и конца, оно "предстает во всей своей реальной бесконечности, "космогоничности"
(Драгомирецкая 1974. 51). Дела и помыслы героя "активного" текста устремлены и будущее. В
"печальных" настоящее противопоставляется прошлому, или в них есть только время, которое
отпущено для жизни, и поэтому оно быстро кончается: будущего в них нет. В "веселых" текстах
за условную единицу художественного времени одновременно в раз ных местах может
происходить несколько разных событии, а в "сложных" текстах время, как правило, либо
отсутствует (например, в утопии), либо смещается, прерывается, движется в разных
направлениях и с разными скоростями (на этом построены все сюжеты, связанные с
путешествиями во времени в научной фантастике).
Можно увидеть и определенные закономерности в появлении и описании времени дня в
разных типах текстов.
_________
Врем;      > суток
pl^ieT
mljh
д^нГ
p^elT
^м^к
?
ghqv
красивый
веселый
светлый
^печальный"
+
+
+
±
+
+
+
+
+
К примеру, в "печально-веселой" сказке Е.Шварца "Сказка о потерянном времени" герои
(неожиданно постаревшие два мальчика, две девочки и их собака) должны передвинуть стрелки
часов до заката. Все действие происходит в течение светлого времени дня.
Совершенно очевидно, что на одну и ту же тему можно написать разные по
психологическому содержанию тексты. Рассмотрим некоторые примеры.
9.3. Антиутопия
Среди   многих  антиутопий   имеются  тексты,   где   герои  неожиданно   оказывается  в
Тип текста
"темный"
Hosted by uCoz