Navigation bar
  Print document Start Previous page
 123 of 151 
Next page End  

с депрессивностью (о чем упоминают и психиатры - см. ранее) "Бесплодные сожаления о
минувшем, жгучие угрызения совести язвили его как иглы", "В сотый раз раскаяние и поздние
сожаления о минувшем подступали к сердцу.
Обнищание и смерть героя в конце произведения также сближает его по тематике с
"печальными" текстами.
"Светло-печальной" является и повесть Р и В Зорза "Путь к смерти Жить до конца" об
умирающей в хосписе девочке._____________________________________________________
Об усилении депрессии под влиянием мыслей о необходимости действии П Жане писал в
1928 г в статье Страх действии как существенный элемент меланхолии" (Жане 1984)
10.2. Светло-веселые"
"Светло-веселым" можно считать текст "Каникулы в Простоква шино" (Э Успенский),
который также может быть назван и "добрым", если исходить из понимания доброты как
"отзывчивости, душевного расположения к людям, стремления делать добро другим" (Ожегов,
Шведова 1993, 171).
Отметим, что выделение "добрых" текстов не связывается нами ни с каким типом
акцентуации, поскольку очевидно, что построение типологии литературных произведений
исключительно на психиатрической основе может вызвать законное чувство протеста у иссле
дователей и почитателей литературы.
"Светло-веселые" тексты были характерны, на наш взгляд, для эпохи так называемого
социального оптимизма К примеру, о теат pax писалось, что они "призваны активно участвовать
в деле воспи тания советских людей, отвечать на их культурные запросы, воспи тыватъ
советскую молодежь бодрой, жизнерадостной, преданной ро дине и верящей в победу нашего
дела, не боящейся препятствии, способной преодолевать любые трудности" (Постановление ЦК
ВКП(б) от 26 августа 1946 года).
10.3. "Активно-темные
К "активно-темным" ("активно-простым") могут быть отнесены многие тексты
детективного жанра, где представлены действия хитрого и жестокого преступника.
Преобладание описаний жесто костей сближает их с "простыми", наличие описаний поведения
жертв - с "активными" Динамичность повествования позволяет назвать такого рода тексты
"интенсивными".
10.4. Красиво-темные
К "красиво-темным" (или к "щемящим") мы относим "Алые паруса" А Грина Артур Грей
как и многие герои "темных" текстов связан с морем, его кредо - делать счастье своими руками
Наличие же в повести цвета (алый) и почти вся линия, связанная с Ассоль, делают текст близким
"красивым".
10.5. Печально-темные"
К таким текстам могут быть отнесены произведения Л Андреева "Красный смех",
"Баргамот и Гараська" (с высоким, толстым, громоглас ным городовым и тощим пьянчужкой),
"Петька на даче" (где самый маленький из всех служащих в заведении, похожий на
состарившегося карлика Петька постоянно слышит отрывистый, резкий крик "Мальчик, воды'"и
вспоминает о чудесньк днях, проведенных за городом).
"Печально-темными" являются также многие рассказы Чехова Так, учитель (sic! - В.Б)
латыни Беликов из "Человека в футляре" умирает в результате конфликта с братом
понравившейся ему девушки - человеком с большими руками и громким хохотом В "Черном
монахе" все действия происходят ночью, в сумерках, в темноте, и Андрей Васильевич Коврин,
Hosted by uCoz