Navigation bar
  Print document Start Previous page
 124 of 151 
Next page End  

утомившийся от занятии психологией и философией магистр (sic' - В Б), мечется между
неспособностью к умственной работе и желанием быть непохожим на других Черный монах,
напоминающий дьявола (частый персонаж "темных" текстов), приносит и смерть.
Широко известна трактовка "Процесса" Кафки как произведения, где представлена
аллегория чувства вины за возможное преступление эдипового характера (Siegel 1996). Чувство
вины - это то, что характерно для депрессии. Вместе с тем, в текстах Кафки присутствует и
стилевая вязкость, и ощущение бессмысленности бытия. Именно поэтому его произведения
("Процесс" и "Превращение") могут быть отнесены к "печально-темным".
Подтверждением сказанного может служить небольшая басня Кафки.
Ах сказала мышка, мир с каждым днем делается see
меньше. Сначала он был такой
огромный что мне стало страшно. " Я пустилась бежать и очень обрадовалась завидев справа и
слева стены, но эти д тнные стены так стремительно набегают одна на другую что вот я уже и в
последней ко\мате, а таи в углу мышеловка, в которую я сейчас угожу - Тебе следует лишь
изменить направление -сказала кошка и съела ее.
В этой басне имеются лексические элементы с семой 'размер', что характерно для
"темных" текстов, и кончается он смертью, что сближает его с "печальными" Фатальная
безысходность описывае мой ситуации позволяет называть такие тексты также
"бессмысленными" и выделять их в особую подгруппу.__________________________________
При обработке результатов эксперимента (Белянин 1992) именно такого рода микро
тексты были выделены в качестве фактора второго порядка.______________________________
10.6. Печально-веселые
При описании "веселых" текстов отмечалось, что психической основой их эмоционально-
смысловой доминанты является маниа кальная фаза маниакально-депрессивного психоза Тем
самым ста новится объяснимым существование "печально веселого" типа текс тов,
эмоционально-смысловая доминанта которого базируется на циклоидных состояниях личности,
при каковых периоды повышенного настроения и состояния чередуются с периодами
сниженного настроения и падения тонуса.
Орченок, орленок, влети выше солнца И степи с высот огляди, Навеки умолкли веселые
хлопцы. В живых я остался один.
(Я Шведов "Орленок").
Первая часть этого четверостишья "веселая", вторая - "печаль пая" Иллюстрацией такого
же рода текстов может служить стихотворение А. К Толстого.
Рассевается, расступается
Грусть под думами могучими,
В душу темную пробивается
Словно сочнышко между тучами/
Ой чи, молодец!
Не расступится, рассеется ночь осенняя,
Скоро сведаешь, чем искупится
Неуказанный шг веселия!,
Прикачнулася. привалилася
К сердцу сызнова грусть обычная,
И то ловушка вновь склонилася,
Бесталанная, горемычная
Простое вычленение ключевых в эмоциональном плане компонентов стихотворения дает
такой ряд рассевается грусть - миг веселия - сызнова грусть обычная.
Конечно, "смысл и функция стихотворения о грусти, - писал вслед за Выготским А
Н.Леонтьев, - вовсе не в том, чтобы передать нам грусть автора, заразить нас ею" (Леонтьев
Hosted by uCoz