Navigation bar
  Print document Start Previous page
 13 of 151 
Next page End  

является чем-то чуждым для героя.
В центре внимания исследователя находится, конечно, главный юрой По мнению Ранкор-
Лаферьера, очевидно, что имя Акакии - производное от слова кака, что он подтверждает
наличием аллитерации в самом тексте, где описывается сцена выбора имени' ". .видно его тикая
судьба Уж если так. пусть лучше будет он называться как и его отец. Отец был Акакий, так
пусть и сын будет Акакий. Таким образом и произошел Акакий Акакиевич".
Объяснение психоаналитика, почему герой носит фамилию Башмачкин, довольно
любопытно. Он рассматривает, в каких контекстах слово башмак употреблено в других местах
повести. Согласно его концепции, именно это и позволяет раскрыть символику авторского
сознания.
Первый раз это слово появляется перед ограблением героя "Остановился с любопытством
перед освещенным окошком магазина посмотреть на картину, где изображена была какая-то
красивая женщина, которая скидала с себя башмак, обнаживши таким образом всю ногу, очень
недурную; а за спиной ее, из дверей другой комнаты, выставил голову какой-то мужчина с
бакенбардами и красивой )спа ньолкои под губой".
Второй раз - после ограбления: "Старуха, хозяйка квартиры, услыша страшный стук в
дверь, поспешно вскочила с постели и с башмаком на одной только ноге побежала отворять
дверь, придерживая на груди своей, из скромности, рукою рубашку".
Исследователь задает вопрос о том, где же в каждом из этих двух случаен находится
второй башмак? Его ответ как психоаналитика таков' в личности самого Башмачкина. "Именно
он является предметом, в который женщины помещают свои ноги. Извращенный эротизм имени
очевиден Говоря более ясно, само имя Башмачкина говорит о том, что
4
- он пассивный, мазохистский, анально/вагинальныи объект женской
^-l.W-Дгрессии" (там же, 92-93)
Ч
А что же представляет собой, согласно такой
логике портной
Петрович?  По  мнению  Ранкор-Лаферьера,  в  повести  ему уделено
Немало внимания.
Г
Во-первых, все, что окружает Петровича -
погружено во мрак.
"Взбираясь по лестнице ведшей к Петровичу, которая была вся
умащена водой, помоями и проникнута насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза.
Акакии Акакиевич уже подумывал о том, сколько запросит Петрович" Что касается самого
помещения, то "хозяйка. . напустила столько дыму в кухне, что нельзя было видеть даже и самих
тараканов" Петрович сидит, как турецкий паша, у него есть табакерка и странный большой
палец (И прежде всего бросился в глаза большой палец, очень известный Акакию Акакиевичу, с
каким-то изуродованным ногтем, толстым и крепким, как у черепахи череп). Петрович пьян и
одноглаз: Осадился сивухой, одноглазый черт, - как выражается о н¸м жена. И вообще, "он
охотник заламывать черт знает какие цены".
Все перечисленные описания, по мнению Ранкор-Лаферьера, говорят о том, что Петрович
- дьявол, который употребляет алкоголь, сидит в дыму, живет в темном месте на Востоке, и
обладает чертовым пальцем (там же, 59).
То. что Акакий Акакиевич проникает к нему через черный (задний) ход, указывает на
задний проход (там же, 67) и тем самым на анальность Петровича и на анальность Акакия
Акакиевича а, следовательно, на его гомосексуальность. Анальность Акакия Акакиевича
подтверждается и тем, что он бережлив (экономит для покупки сукна) и упрям (ходит несколько
раз к "значительному лицу").
Что же случилось с Акакием Акакиевичем в финале? За что он наказан (автором)?
Ранкор-Лаферьер находит объяснение в следующих двух эпизодах.
По пути в гости герой останавливается перед витриной, где выставлена картина с
раздевающейся дамой (см. выше). После гостей Акакии Акакиевич шел в веселом расположении
духа, даже подбежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою, которая, как молния,
Hosted by uCoz