Navigation bar
  Print document Start Previous page
 15 of 151 
Next page End  

дезадаптированных гам же, 6) личностей, близкой классификации психопатических шчностеи П
Б.Ганнушкина. Во второй части "Личность в художественной литературе" (там же, 173-371)
Леонгард приводит в качестве иллюстрации к описанным типам акцентуированных личностей
многочисленные примеры из мировой литературы
Исследователь понимает условность такого подхода " писатель преследует множество
целей, находящихся за пределами сферы психолоши,- пишет он, - и просто не имеет
возможности тщательно выписать особенности личности разных действующих лиц Нередко,
наконец, сами персонажи служат воплощением идеи, принципа, порой они задуманы скорее
символически, так что вообще не могут представлять людей реальных (там же, 269)
И все же Леонгард полагает, что в литературном творчестве можно увидеть "образы
(выделено нами - В.Б) акцентуированных личностей", личностей, которые "нередко стоят на
греши патологии" (там же).
К Леонгард рассматривает следующие типы акцентуированных личностей
демонстративные, педантические, застревающие, возбудимые, жпертимические, дистимические,
аффективно лабильные, аффективно экзальтированные, тревожные, эмотивные, экстравер
шрованные, интровертированные. Свою классификацию персонажей литературных
произведении он соотносит именно с этими классами.
Описывая демонстративные (истеричные) личности, Леонгард отмечает, что для них
характерна лживость, стремление всячески привлечь к себе внимание, жажда признания, славы,
артистизм (там же, 40-61) К демонстративным личностям в художественной литературе он
относит многих персонажей Ф.М.Достоевского кликушу, Федора Павловича, Смердякова
("Братья Карамазовы"), Лебедева ("Идиот"), Порфирия Петровича ("Преступление и наказание"),
героев Иеремии Готхельфа, мольеровского Тартюфа ("Таргюф"), Лузмана (Лопе де Вега
"Лузман"), Феликса Круля (Т Манн "Призна пия авантюриста Феликса Круля"), Доранта (П
Корнель "Лжец"), императора Нерона (Г Сенкевич "Quo
vadis9"), Фиеско (Ф Шиллер "Заговор
Фиеско в Генуе"), ряд персонажей древнегреческих авторов (Софокла, Эсхила, Еврипида,
Плавта)(тамже,270 283).
Леонгард утверждает, что "художественная литература, изобилую тая демонстративными
личностями, в то же время весьма бедна личностями педантическими" (или ананкастами -
людьми тревож ными, боязливыми, робкими) Он выдвигает следующее предположение:
"Объяснение того, почему писатели не описывают в своих произведениях ананкастов, следует,
очевидно, искать в самих писателях Вероятно, они в самих себе не находят подобных
особенностей, а потому и не могут убедительно их изобразить" (там же, 283)
По его мнению, точным примером педантической личности является вахмистр (рассказ
Альфредо де Виньи "Вечерний разговор I. Венсене"), которого мучают болезненные сомнения
по поводу своей неготовности к строевому смотру, опасения, как бы не украли вверенное ему
имущество, то есть тревожат опасности, которые объективно вообще не существуют" (там же,
290). В качестве приме ров подобного типа личности Леонгард приводит главного героя повести
Ж П Рихтера "Путешествие войскового священника Шмельце во Флец"; героев романа Г.
Келлера "Зеленый Генрих" и пьесы Мольера "Мнимый больной", Нехлюдова из "Воскресенья" Л
Толстого
Исследователь выделяет из числа акцентуированных личностей паранойяльных (или
"застревающих", по его терминологии, - там же, 295), для которых характерны эгоистические
аффекты, злопамятность, мстительность, заносчивость, самонадеянность и честолюбие (там же,
75-89).
К числу паранойяльных Леонгард относит: Отелло (Шекспир "Отелло"), Родиона
Раскольникова и жену Мармеладова (Достоевский "Преступление и наказание"), Альцеста
(Мольер "Мизантроп"), Кольхаса (Г.фон Клеист "Михаэль Кольхас"), султана Оросмана
(Вольтер "Заира"), судью (Кальдерой "Саламейскии алькальд") и персонажей древнегреческих
авторов -Электру (Софокл "Электра"), Медею (Ев-рипид "Медея") (там же, 295).
Hosted by uCoz