Navigation bar
  Print document Start Previous page
 17 of 151 
Next page End  

 щ
Карамазовы"), Гавроша (В.Гюго "Отверженные"), Фальстафа (Шекспир "Виндзорские
насмешницы") (там же, 327-331).
Циклотимические личности, по Леонгарду, "это люди, для которых характерна смена
гипертимических и дистимических состояний. На передний план выступает то один, то другой
из этих двух полюсов. ... Причиной смены полюсов не всегда являются внешние раздражители,
иногда бывает достаточно неуловимого поворота в общем настроении" (там же, 124-125).
По мнению исследователя, "изменчивость (лабильность) подобного типа объясняется
сугубо биологическими причинами, и потому мало располагает к созданию художественного
образа. Следовательно, найти такой образ в художественной литературе нелегко (там же, 336). В
качестве примеров он приводит Брайтунга (О.Людвиг "Мария") и Разумихина (Достоевский
"Преступление и наказание").
Аффективно-экзальтированный темперамент Леонгард называет "темпераментом тревоги
и счастья. Люди такого типа реагируют на них более бурно, чем остальные... одинаково легко
приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных" (там же, 127).
Герои Шекспира - Ромео ("Ромео и Джульетта"), Перси, носивший прозвище "Горячая
шпора" ("Генрих IV"); Достоевского - Катерина Ивановна ("Братья Карамазовы"), Настасья
Филипповна ("Идиот"), принц Гамбургский (Клейст "Принц Гамбургский"), Мортимер (Шиллер
"Мария Стюарт"), Матильда де ля Моль (Стендаль "Красное и черное"), Николай Ростов
(ЛТолстой "Война и мир") являются типичными примерами личностей этого типа (там же, 338-
349).
Леонгард выделяет интровертированную акцентуированную личность, отмечая, что она
"живет не столько своими восприятиями и ощущениями, сколько своими представлениями
Поэтому внешние события как таковые влияют на жизнь такого человека относительно мало;
гораздо важнее то, что он о них думает" (там же, 161).
К числу литературных персонажей, обладающих нтровертированностью, исследователь
относит персонажей Достоевского - Ивана Карамазова ("Братья Карамазовы") и
I/   Ордынова ("Хозяйка"), Ганса Йоггели (И.Готхельф "Ганс Йоггели - богатый
/     дядюшка").
»   /
"Подобно   тому,   как   Дон-Кихот   (Сервантес)   представляет   собой   тип
Ж/        интровертированной личности, - пишет Леонгард, - Санчо Панса - личность
ЩШ
типично экстравертированная. Он во всем является противоположностью своему
господину, видит перед собой одну лишь объективную действительность. Именно поэтому
Санчо олицетворяет практический подход к вещам, здравый рассудок, противостоящий
оторванности от жизни Дон Кихота" (там же, 361). Экстравертированной личностью является,
по мнению исследователя, Стрепсиад - ! 4 (в отличие от своего собеседника Сократа) в комедии
Аристофана "Облака", а также Вильгельм Телль (Шиллер "Вильгельм Телль"). Фабрицио дель
Донго (Стендаль "Пармская обитель"). Тони Будденброк (Т.Манн "Будденброки"), Алеша
(Достоевский "Униженные и оскорбленные").
Конечно же, Леонгард дает описание и примеры смешанных случаев - "комбинации
возбудимости и застревания" (или, говоря иначе, эпилептоидности и паранойяльное™):
комбинации "личности с преобладанием тревожности и личности застревающей" (там же, 317-
320): дистимически-застревающие личности (сочетания депрессивное™ и паранойяльное™ -там
же, 325-327); сочетание гипертимичности и демонстративности (там же, 331-333). Есть у него и
примеры персонажей, "обладающих одновременно экзальтированным темпераментом и
демонстративным характером" (там же, 349), а также "сочетания интровертированности и
гипертимичности" (там же. 359-361).
Следует обратить внимание на важное, на наш взгляд, наблюдение психиатра,
касающееся правдоподобия изображаемых характеров В частности, он отмечает
психологическую  недостоверность  в  описании  педантической личности  в  художественной
т
Ml
Л
N
Hosted by uCoz