Navigation bar
  Print document Start Previous page
 19 of 151 
Next page End  

скрытой концепции художника, его мнения об этой реальности? А, может быть, вообще
пытаться изучать психологию реальных людей посредством анализа продуктов поэтического
вымысла так же бессмысленно, как изучать гидрологию моря по полотнам маринистов?" (там
же, 161-162).
По мнению психолога, такого рода вопросы будут еще долго ждать своего решения.
1.5. Психопатологический анализ литературы
Психопатологический подход к личности писателя нашел выражение в периодическом
издании "Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатология), посвященный
вопросам патологии гениально-одаренной личности, а также вопросам патологии творчества",
который выходил под редакцией д-ра Г. В. Сегалина в Свердловске в 1925-28 годах В нем
представлена концепция связи феноменологии гениального (одаренного) человека с симптомами
психопатического ряда (Клинический 1926, 3), подтвержденная исследованиями и материалами,
касавшимися творческого процесса литературных шедевров и личности гения.
Своего рода эпиграфом к публикациям этого издания могут служить слова Э. Кречмера,
автора книги "Гениальность и помешательство". "Душевно здоров тот, - говорил он в 1926 году
в докладе на тему "Гениальность и вырождение", - кто находится в душевном равновесии и
хорошо себя чувствует. Такое состояние не есть, однако, состояние, которое двигало бы
человека на великие дела" (там же, 1927, 177).
Большинство материалов сборника "Клинический архив" посвящены психопатическим
особенностям творческих людей, и речь в них идет о создании патографии ряда известных
личностей.   При   этом,   с   одной   стороны,   привлекаются   данные,   касающиеся   состояния
психического здоровья родителей, братьев, сестер и других родственников
великих   людей.    Среди    этих   родственников   творческих   личностей
, ШЦ
обнаруживается немало лиц с психическими отклонениями (там же, 1925,
^A'-w
93-110).    С    другой    стороны,    анализируется   подверженность    самих
'"'-"*•       ®     
h   
творческих личностей психическим заболеваниям.
Так, рассматривается связь этапов творчества Пушкина с наличием у него "депрессивных
приступов, сопровождавшихся упадком духовных и телесных сил, и затем возбуждением" (там
же, 1925, 35), т е маниакально-депрессивных состояний (там же, 38) У Лермонтова на основании
анализа его стихотворений и свидетельств близких отмечается болезненная нервность (там же,
1926, 190), а также меланхолия (там же, 196).
Достаточно разнообразные выводы делаются и в отношении Гоголя. В частности,
высказывались предположения о том, что у него были расстройства "ассоциативного аппарата и
произвольного мышления" (там же, 1926, 269), и на основании свидетельств современников и
медицинских документов делалось заключение о его шизофренической психике (там же, 1926,
263-305). В то же время приводятся наблюдения психиатра Чижа о циклофрении у этого
писателя (там же, 23).
При рассмотрении творчества Максима Горького делается вывод о том, что во многих
рассказах писатель "заставляет своих героев покушаться на самоубийство или кончать
самоубийством", что в целом позволяет даже говорить о "литературной суицидомании
Горького" (там же, 207). При этом приводятся свидетельства относительно нескольких попыток
самоубийств у самого писателя. Кроме того, отмечается наличие у него острых галлюцинатов.
Аналогичному анализу подвергнуто творчество Леонида Андреева. "Страх и ужас, страх
смерти, страх жизни - основные мотивы Леонидо-Андреевской меланхолии, не оставляющей его
никогда и губящие его детство, отрочество и юность, - писал д-р Б.И.Галант в статье
"Психопатологический образ Леонида Андреева" (там же, 1927, 148). Попутно отмечается
наличие алкоголизма в юношеские годы, бесчисленные попытки самоубийств и интерес к
Шопенгауэру.    Делается   вывод   о   наличии   у   Андреева   тяжелой   формы   неврастении,
Hosted by uCoz