Navigation bar
  Print document Start Previous page
 22 of 151 
Next page End  

В свою очередь Моро де Тур (Tours
1859) утверждал родство между вдохновением и
маниакальным состоянием, поскольку для того и другого характерны быстрые и
непредвиденные ассоциации и представления, оригинальное воображение, чувствительность,
превосходящая нормальную (Арнаудов 1970, 39), что свойственно не столько личности, которая
творчески проявляется в обыденной жизни (это нормально), сколько личности,
характеризующейся значительными творческими достижениями (Richards 1990).
В то же время наблюдения показывают, что поэты и художники отличаются прежде всего
экзальтированным темпераментом (Леонгард 1981, 129), писатели тоже "часто обладают в
известной мере порывистой, лабильной психикой" (там же, 339) и склонны к алкоголизму (Post
1996), а у поэтов чаще встречается маниакально-депрессивное состояние (bipolar
affective
psychoses — там же).
Такие высказывания свидетельствуют, на наш взгляд, не только о разном понимании
феноменологии психической жизни (или о возможных терминологических расхождениях), но и
о большом разнообразии внутренней жизни творческой личности, что требует более
дифференцированного подхода к ее проявлениям в творчестве.
Правомерность такого подхода подтверждается и тем, что психиатры говорят о
различных диагнозах у разных писателей.
Так, касаясь общих для всех творческих личностей отклонении, Ломброзо писал о том,
что у ряда писателей врачи наблюдали эпилепсию. Он называет имена Мольера, Петрарки,
Бальзака, итальянской поэтессы А.Милли (Ломброзо 1992, 16) Свифта (там же, 87-90; Арнаудов
1970, 45), Флобера (там же; Ломброзо 1992, 16). Общеизвестным фактом является эпилепсия
Достоевского (Александровский 1977, 180-181; Буянов 1989, 183; Ломброзо 1892, 89-90; Неплох
1991, 42). Психиатры также говорят об эпилептической психопатии (Буянов 1989,181), а также
шизофрении и ипохондричности в юношеские годы этого писателя (там же, 181).
Достаточно частым является и диагноз депрессия. Его ставили молдавскому поэту
М.Элинеску (там же, 215-221); японскому писателю Акутагава Рюноске (там же, 167);
венгерскому поэту Аттиле Божеву, покончившему с собой в 32 года (там же, 139-142). Близкое к
нему состояние ипохондричности - как склонности к озабоченности собственным здоровьем -
было характерно, по мнению психиатров, и для Гоголя (там же, 167). Утрата смысла жизни и
меланхолия, отраженная в романе Лермонтова "Герой нашего времени", несомненно находит
свою корреляцию в "психологической инфраструктуре" личности самого автора (Axelrod 1993).
Относительно много конкретных указаний и на маниакально-депрессивный психоз. Так,
наличие "острой мании с генерализованным бредом и депрессией" определяют у Ван Гога
(Буянов 1989, 189-215: Александровский 1977, 178-179).
Достаточно часто в работах о творчестве встречается упоминание о шизофрении и
шизотимии. Так, Кречмер считает шизотимиком Шиллера (Кречмер 1982, 244). Он же считал
немецкого поэта И.Г¸льдерлина шизоидом (там же, 232-233, 235), тогда как Буянов ставит ему
диагноз шизофрении (Буянов 1989, 172-173), Ясперс отмечает его аутизм, а Леонгард причислял
его к аффективно-экзальтированным личностям (Леонгард 1981, 128). По мнению же С. Цвейга
(который, правда, был не психиатром, а литератором), Гелдерлин страдал неврастенической
меланхолией (Цвейг 1992, 151). О том, что Бунин был "интровертом с сильным ощущением
своего внутреннего "Я", пишет Д.И.Кирнос, подтверждая это анализом литературных текстов
(Кирнос1992,40).
Норвежскому писателю Юхану Августу Стриндбергу Кречмер ставит диагноз
шизофрения (Кречмер 1982, 233-235). Однако Леонгард на том основании, что тот "в зрелом
возрасте страдал бредом преследования" (Леонгард 1981, 320), склонен считать это заболевание
паранойей (о которой в целом значительно меньше упоминании).
Мало упоминается и об истерии. Так Леонгард причисляет к демонстративным
личностям только немецкого прозаика Карла Мея (там же, 58-61), утверждавшего, что он был
лично знаком с героем своих романов Чингачгуком.
Hosted by uCoz