Navigation bar
  Print document Start Previous page
 28 of 151 
Next page End  

структуре", а к закрытым романам — такие, где "преобладает социальное и где автор находится
в постоянном конфликте с социальной действительностью, которую он стремится изменить"
(Прието 1983, 373). Закрытыми текстами А.Прието считает произведения Кафки, Р.Музиля,
Джойса, открытыми - Бальзака, Гальдоса, Т.Манна, Д.Верга (там же, 374-375).
Иной смысл в термины "открытый" и "закрытый" текст вкладывает известный
итальянский исследователь чтения и писатель У.Эко Согласно его классификации, закрытые
произведения - это тексты массовой культуры, созданные по готовым шаблонам мышления
Открытые работы предполагают максимум читательского домысливания (Есо 1979).
При всем разнообразии предлагаемых терминов, у описанных выше типологий есть одна
общая черта. Дело в том, что их создатели исходят из наличия двух типов творческих личностей.
Предполагается, что первые способны быть объективными и подчиняться требованиям объекта.
У вторых преобладает субъективность и Желание подчинить себе объект (причем, скорее в
мыслях, чем в реальности).
ICir
говорит об этом "на языке психологии" как о двух типах личности -
экстравертированном и интровертированном.
"Экстравертированная установка отличается покорностью субъекта перед требованиями
объекта" (там же). "Для интровертированнои установки характерно утверждение субъекта с его
осознанными намерениями и целями в противовес притязаниям объекта" (Юнг. 1991, 275).
_____
Во всех вышеприведенных типологиях
можно выделить именно эти два
класса:
Экстраверсия
Овсянико Куликовский
Шиллер
Гурмон
Xg]
Предлагаемая нами типология не ограничивается вышеприведенными критериями. Мы
полагаем, что вся литература в той или иной степени интровертирована, в каждом литературном
тексте есть интерпретация, "подгонка" действительности под представления автора. Вопрос
заключается лишь в степени и характере такого рода "искажений". И тут можно пойти дальше
по типологическому пути, обнаруживая иные основания классификации.
Когда автор "Поэтики" Мюллер-Фрейнфельс разделял писателей на субъективных и
объективных, он считал, что различие проводится по типам мыслительной жизни. Вместе с тем,
он видел и другие критерии для деления писателей по типам. Так, он говорил о том, что по
темпераменту писатели делятся на статиков и динамиков' По критерию "интеллигентность" он
различал писателей народных, ученых, наивных, рефлектирующих.
Другим основанием классификации в работах этого исследователя был социальный план.
По социальному основанию он выделял "агрессивного" поэта,
выражающего ненависть, гнев и злобу в форме сатиры (Рабле, Мольер,
:Франс. Ибсен, Шоу); "симпатического" поэта, испытывающего симпатии к
человеку и природе и чувство сострадания (Диккенс, Достоевский,
Гауптман): "жизнерадостного" поэта с осознанным самоутверждением
(древнегреческий поэт Пиндар, поэты барокко и роко-ко); "депрессивного"
Епоэта с сознанием мировой скорби (Ф.Шатобриан, Н.Ленау, Байрон,
Гейне).
Анализируя типы художников по характеру их психики, он отмечал
Интроверсия
объективный
субъективный
наблюдательный"
экспериментальный
неэгоцентрическии
эгоцентрический
наивный
сентименталическии
эмотивныи
визиГарньш
психологический
hldjuluc
aZdjuluc
ТЩет^
Мюллер ФреинфелТс-
воплощающий
выражающий
объективный
субъективный
Hosted by uCoz