Navigation bar
  Print document Start Previous page
 31 of 151 
Next page End  

значительно меняться на протяжении жизни одного человека.
И все же, при анализе художественного текста нельзя не видеть, что имеется некоторый
системообразующий фактор произведении, имеется определенная стереотипность в отражении
деиствительнос-111 Индивидуальная картина мира и является тем интегрирующим фактором,
который связывает воедино все ощущения и восприятия личности.
"Способность художественного творчества имеет в основе не какой-либо психический
момент, - писал Д.Н.Узнадзе, - а какую-то целостную личностную особенность.
Действительность воздействует на личность и вызывает в ней определенную личностную
реакцию - определенную установку, которая ложится в основу последующей деятельности
человека" (Узнадзе 1940, 484).
По этому при анализе художественного текста следует ввести некоторое
метаобозначение, некоторое ключевое понятие, а именно, - психологическое понятие
доминанты, с помощью которою удобно анализировать его специфическое и общее. Для того,
чтобы ответить на вопрос о том, какова доминанта текста по модальности, соманчике и
синтаксису, обратимся к краткому рассмотрению этого понятия в психологии.
2.2. Доминанта в психологии
Слово доминанта происходит от латинского dommare
- господствовать. В психологии
доминанта обозначает временно господствующую рефлекторную систему, которая
обусловливает работу нервных центров организма в данный момент времени и тем самым
придает поведению определенную направленность.
Сам термин и представление о доминанте как общем принципе работы нервных центров
были введены в 1923 году отечественным психофизиологом А.А.Ухтомским, развившим мысли
Н.Е Введенского и И.М.Сеченова о биологическом и системном характере нервно-психических
актов.
Согласно Ухтомскому, каждое движение организма определяется характером
взаимоотношения корковых и подкорковых центров, актуальными потребностями организма, а
также историей жизни всего организма как целостной биологической системы.
"Организм мыслится как некая единица, реагирующая целиком, как интегральное целое, -
писал Ухтомский в статье "Доминанта как фактор поведения". - Это уже не агрегат более или
менее случайно связавшихся в пачку рефлекторных дуг, а это - единица, способная на текущие
раздражители действовать целиком" (Ухтомский 1966. 82). При этом мозг рассматривался
ученым как орган "предупредительного восприятия, предвкушения и проектирования среды".
Ухтомский полагал, что доминанта представляет собой не просто очаг возбуждения, а
является организующим принципом поведения. "Всякий раз, когда имеется налицо
симптомокомплекс доминанты, имеется и предопределенный ею вектор поведения" (там же,
300).
Важной в плане нашего исследования является мысль Ухтомского о том, что доминанта
определяет не только поведение организма, но и характер восприятия мира. От доминанты, по
его мнению, зависит "общий колорит, под которым рисуются нам мир и люди" (там же, 90) При
этом доминанта, влияя на характер восприятия мира, в свою очередь имеет тенденцию отбирать
в нем преимущественно такое познавательное содержание, которое способствовало бы ее
подкреплению. "Человеческая индивидуальность ... склонна впадать в весьма опасный круг: по
своему поведению и своим доминантам строить себе абстрактную теорию, чтобы оправдать и
подкрепить ею свои же доминанты и свое поведение" (там же).
Иными словами, и поведение, и ход мыслей человека (его соображения, убеждения,
доводы) оказываются в зависимости от некоторого интегрального состояния всего его существа.
Воздействуя на образное и познавательное содержание психической жизни, отбирая и
интегрируя   его,   определяя   независимый   от   рефлексии   поведенческий   акт,   доминанта
Hosted by uCoz