Navigation bar
  Print document Start Previous page
 36 of 151 
Next page End  

Или отдельные выражения типа: "весь Петербург пахнет хлебами" (там же, 246).
Вычленение символа происходит благодаря тому, что между скрепами и ними
существуют "эмоционально-смысловые переходы" (там же). И символы сами выполняют
"эмоционально-смысловые функции" (там же, 249).
Архетипы как регулярно воспроизводимые особые формы образного сознания носят
предельно обобщенный характер (Брудныи 1998, 60-61). Данные же символы по преимуществу
узко-групповые и отражают черты глубинной психологии акцентуированного характера.
Особенность их, однако, в том, что обращены они к сознанию всех людей.
В нашем исследовании мы в значительной степени опирались на эти соображения.
Говоря об эмоционально-смысловой доминанте, мы, к сожалению, вынуждены оставить в
стороне вопрос о собственно семантическом истолковании эмоций. Он может быть решен либо
путем описания того, как эти слова приобретают свое значение в реальном ситуационном
взаимодействии людей (Bamberg
1997), либо путем перевода слов, обозначающих эмоции, на
"естественный семантический метаязык" (Wierzbicka 1995 и др.).
Предлагаемый нами подход к пониманию семантики эмоции, которые имеются в
художественной литературе, основан на проникновении в контекст, создаваемый
художественным текстом. "Чтобы понять часть, мы должны прежде всего сосредоточить
внимание на целом" - писал А.Тойнби (1991). Чтобы понять смысл эмоции, на которых
основаны те или иные действия литературных персонажей, надо понять сущность доминанты.
Обычно такая деятельность носит в значительной степени интуитивный характер. Наш же
подход дает ключ к пониманию других субъективных миров, лежащих в основе литературы
Проведенный нами психолингвистический анализ разных текстов - художественных и
публицистических - показывает, что в текстах встречаются повторяющиеся сюжеты, общие идеи
и, самое главное, при этом многие тексты оказываются схожими по своим стилевым
особенностям.
Применение метода морфологического анализа В.Я.Проппа (Пропп, 1928) к
художественному тексту позволило построить модели текстов, выявить некоторые их классы,
каждый из которых создает свой, вполне определенный мир идеального. Подчеркнем еще раз,
что такая типологизация текстов стала возможной не только благодаря выявлению
преобладающих в них эмоционально-смысловых доминант, но и пониманию их
психопатологической природы.
Психолингвистический анализ в целом показал, что каждому типу текста соответствует
определенный тематический набор объектов описания (тем) и определенные сюжетные
построения. В рамках каждого типа текста можно выделить семантически довольно
ограниченный список предикатов, которыми характеризуются выбранные объекты
материального, социального, ментального и эмоционального мира человека. В свою очередь,
этим предикатам соответствуют наборы лексических элементов, которые встречаются наиболее
часто в текстах одного типа, а в текстах других типов, входя в другие семантические
пространства, имеют иные смыслы.
Определенные повторы наблюдаются в семантических и фонетических структурах
элементов ономастического пространства некоторых типов текстов (иными словами, есть
закономерность в использовании имен собственных). Различными оказываются не только
синтаксические и стилистические особенности строения типов текстов, но и их ритм.
Тем самым, каждый тип текста (из выделенных нами) обладает своей структурной,
семантической и языковой системностью.
При создании списка типов текстов, мы следовали совету Л.В.Щербы относительно того,
что типология текстов должна быть близка интуитивному, читательскому делению текстов на
типы.
В этой связи уместно также привести следующее высказывание Питера Гартмана: "Если
наука о языке должна представлять свои выводы в распоряжение общества для
Hosted by uCoz