Navigation bar
  Print document Start Previous page
 37 of 151 
Next page End  

возможно более широкого применения, тогда следует ввести очень важное понятие "доступная
технология".
Это не значит, что иная технология или же теория хуже доступной, это значит, что
подлинная научная теория, создаваемая учеными, должна быть так изложена, что не
специалисты и не теоретики могли бы успешно пользоваться этой теорией и ее выводами (Цит
по: Parret 1974, 136).
Нами были выделены типы текстов, которые получили следующие названия: "светлый",
"активный", "темный", "печальный", "веселый", "красивый", "сложный".
Положенный в основу построения типологии принцип определения эмоционально-
смысловой доминанты позволяет достаточно однозначно отнести тот или иной текст к
определенному классу. При этом речь идет не только об исследователе или о людях, обученных
выявлять эмоционально-смысловую доминанту в тексте, а о том, что семантические и
стилистические особенности текста могут быть настолько очевидны, что, оказывая воздействие
на читателя, позволяют и ему самостоятельно атрибутировать текст.
Следует, однако, сделать ряд оговорок. Во-первых, типология не является
всеобъемлющей — имеется большое количество текстов, не вписывающихся в нее. Это связано
с рядом моментов. Один их них обусловлен
спецификой
лежащего в основе типологии психиатрического
подхода, который не
охватывает и не
Отметим, что А М Пешковский, Б В Томашевский, Ю Н Тынянов рассматривали ритм в
неразрывной связи со смысловым анализом текста как общеязыковую систему, формируемую
всеми языковыми средствами (фонетическими, синтаксическими лексико семантическими).
многообразие типов личности. Другой связан с возможностью дальнейшей детализации и
углубления типологии (некоторые типы текста еще предстоит описать).
Во-вторых, значительная часть текстов (в особенности, так называемых
высокохудожественных) может нести в себе несколько доминант. Наблюдения показывают, что
здесь также существуют закономерности сочетания доминант, которые имеются в "чистом" виде
в других текстах. Мы будем именовать такие тексты "смешанными" и выделим их в особую
группу.
Эмоционально-смысловая доминанта является, на наш взгляд, основанием для
достаточно строгой и в то же время вполне операциональной типологизации художественных
текстов. Построение такой типологии дает, в свою очередь, возможность углубить имеющиеся
представления о структуре текста и его семантике, о психологии автора и читателя. Кроме того,
она может быть использована в переводоведении и при адаптации текстов для иноязычных
читателей, а также позволяет дать рекомендации в отношении повышения эффективности
речевого воздействия в сфере массовой коммуникации, рекламы и идеологических текстов.
Особую роль играет наша типология для решения проблемы идентификации личности по
речи.
Высказав такого рода соображения, перейдем к описанию основных результатов
проделанного нами психолингвистического анализа.
Глава третья "Светлые" тексты
В этой и следующих главах представлена психолингвистическая типология текстов по
эмоционально-смысловой доминанте. Описание текстов дано в их соотнесенности с
акцентуированным сознанием их авторов. Подчеркн¸м, что в основе типологии лежат критерии
психиатрического порядка.
Необходимо сразу же сделать оговорку в отношении возможной неточности самой
психиатрической терминологии. Дело в том, что выявление общих психологических и
психиатрических закономерностей, проявляющихся в литературном творчестве, представляет
дополнительную трудность, поскольку среди психиатров существуют расхождения в подходе к
ie может охватить все
Hosted by uCoz