Navigation bar
  Print document Start Previous page
 42 of 151 
Next page End  

посвящающие всю свою жизнь служению одному делу, одной идее, служению, совершенно не
оставляющему в их личности места ни для каких других интересов Таким образом, фанатики,
как и параноики, люди "сверх ценных идей", как и те, крайне односторонние и субъективные"
"Отличает их от параноиков то, что они обыкновенно не выдвигают так, как последние,
на передний план свою личность, а более или менее бескорыстно подчиняют свою деятельность
тем или другим идеям общего характера Центр их интересов лежит не в самих идеях, а в
претворении их в жизнь - результат того, что деятельность интеллекта чаще всего отступает у
них на второй план по сравнению с движимой глубоким, неистощимым аффектом волей"(там
же, 268)
Ганнушкин упоминает и "о довольно многочисленной группе", как он выражается,
фанатиков чувства. К ним он относит "восторженных приверженцев религиозных сект,
служащих фанатикам-вождям слепым орудием для осуществления их задач. Тщательное
изучение таких легко внушаемых и быстро попадающих в беспрекословное подчинение людям с
сильной волей показывает, что они почти не имеют представлений о том, за что борются и к
чему стремятся. Сверхценная идея превращается у них целиком в экстатическое переживание
преданности вождю и самопожертвования во имя часто им совершенно непонятного дела.
Подобная замена (отодвигание на задний план) сверхценной идеи соответствующим ей
аффектом наблюдается не только в области фанатизма и религиозного изуверства, но является
также характерной особенностью, например, некоторых ревнивцев, ревнующих не благодаря
наличию мысли о возможности измены, а исключительно вследствие наличности неотступно
владеющего им беспредметного (' - В Б) чувства ревности" (там же, 269).
Итак, природа паранойяльное™ заключается в наличии сверхценной идеи, в оценке себя
как основного центра вселенной.
Говоря о когнитивной установке паранойяльной личности, следует отметить, что она
неодномерна, как у любой акцентуированной личности. Если у неакцентуированной личности
возникает, к примеру, мотив получения выборной должности, то он понимает, что другие люди
тоже стремятся к этому и будут мешать ему, у акцентуированной же личности вторая часть
деятельности - та, что обусловлена взаимодействием с другими людьми, - становится подчас
ведущей. Видя, что ему мешают, акцентуированная личность придает этому такую
сверхценность, что борьба с другими превращается для нее в самостоятельную деятельность.
И тем самым когнитивная установка словно раздваивается, она сама становится ликтнои,
двуплановои. С одной стороны, параноик полагает, что он несет свет истины другим людям, с
другой стороны, он насаждает свое представление о действительности и о делах. Он требует от
других подчинения ему и его программе, пытаясь объединить всех под одним знаменем.
Естественно, что при этом его действия вызывают противодействие. Именно это и рождает
вторую часть когнитивной установки "меня не понимают, меня хотят предать не только враги,
но и друзья".
Предпочитаемые роды деятельности паранойяльной личности - политика, религия и
наставничество.
Политика в наибольшей степени соответствует доминанте личности с паранойяльной
акцентуацией. Наличие идей, необходимость поиска людей, которые вступили бы в ту или иную
партию и при этом поддерживали бы эту идею, - все это словно подпитывает паранойю. Можно
даже утверждать, что сама идея политики как особого вида человеческой деятельности в
определенной степени паранойяльная.
Что касается религии, то при интересе паранойяльной личности к религии, возможно
появление фанатизма в отношении своих идей и нетерпимости к другим мнениям. Характерно,
что от призывов "возлюбить ближнего своего как самого себя" (!) фанатики религии переходят к
проклятиям с пожеланиями врагу гореть в "геенне огненной".
Hosted by uCoz