Navigation bar
  Print document Start Previous page
 43 of 151 
Next page End  

Что касается интересов паранойяльной личности, то по преимуществу, они направлены
на классику, реалистическое искусство и в целом на традиционную культуру. Неприятие
авангарда, нетрадиционного искусства очень велико. Что касается литературных предпочтений,
то максимальное неприятие вызывает научная фантастика. Причина этого, на наш взгляд, лежит
в том, что в фантастике реализована совершенно противоположная установке
паранойяльной личности к целостности установка на разорванность
мышления, т.е. шизоидная установка (Белянин, Ямпольскии 1985).
Консервативность убеждений паранойяльной личности связана с
приверженностью к. так сказать, "истинным ценностям" и к уважению
традиций. Возможные предпочтения в музыке - И.С.Бах, Л.Бетховен,
духовная музыка, религиозная литература.
Если говорить о внешности, то, чаще всего паранойяльная личность
имеет крупное телосложение и "представительный вид", обладает громким
голосом.
В речи паранойяльной личности преобладают три 
семантических квантора.
Первый квантор: 'за' - 'против'. Он реализуется, например, в таком высказывании, как
"Кто не с нами, тот против нас".
Второй квантор: 'истина'- 'ложь'. Иллюстрацией может служить тавтологичное
высказывание: "Марксистская теория верна, потому что она истинна ".
Третий квантор- 'доверять'- 'подозревать'. Он проявляется, к примеру, в поговорке
"Доверяй, но проверяй".
3.3. Психолингвистические особенности "светлых" текстов
Содержание "светлых" текстов может быть сведено к двум следующим мыслям. Первое:
"Все живое уникально, неповторимо и самоценно". Вторая: "Я" знаю истину и несу свое
понимание жизни другим людям".
В основе картины мира "светлых" текстов лежит описание мира личности и того
природного мира, который окружает эту личность. "Я" выступает как субъект
жизнедеятельности и получает следующие предикаты: 'честный', 'чистый', 'неповторимый',
'уникальный'.
К "светлым" текстам могут быть отнесены многие тексты, касающиеся природы, в том
числе религиозные, прежде всего дзен-буд-дистские (см. Абаев 1989). "Уважение к природе,
будь то объективный мир или внутренняя природа человека, - вот то основное, из чего исходит
дзен ... в своих положениях", — пишет одна из исследовательниц дзен-буд-дизма (Николаева
1975, 67). Примерами "светлых" текстов могут служить многие японские танка (пятистишия) и
хокку (трехстишия).
"Светлые" тексты достаточно часто посвящены актуальным проблемам общества,
истории, культуры и религии,
Стиль "светлых" текстов нередко бывает публицистичным, журналистским, динамичным
и назидательным. Для них характерны призывы к добру, милосердию и чести; их авторы часто
обращаются к этическим и моральным (нормативным) представлениям.
Так, автор многих очерков на темы морали и нравственности, публиковавшихся в 70-е гг.
в "Литературной газете", Евгении Богат писал о том, что один из читателей подсчитал, какие
слова тот употребляет в своих статьях наиболее часто. Ими оказались следующие: сострадание
(оно встретилось в обследованной выборке 233 раза), удивление (145), сопереживание (84),
восхищение (70), волнение (25). Среди частотных лексических единиц оказались также слова
чудо, святыня, кощунство. Приводя эти данные, Богат, правда, спорит с читателем, который
приписал ему "веру в Бога", но, касаясь  "безрелигиозной нравственности, нравственности
Hosted by uCoz