Navigation bar
  Print document Start Previous page
 44 of 151 
Next page End  

коммунистической, наследующей все лучшее, что содержится в этическом опыте человечества",
пишет он, по сути дела, в религиозном ключе. Показательна в плане принадлежности текстов
Евг. Богата к "светлым" аннотация к его книге "Ничто человеческое...", изданной в серии
"Личность Мораль. Воспитание". Она начинается с фразы "Нет ничего более ценного в мире,
чем сам человек".
К "светлым" следует отнести и тексты лауреата Нобелевской премии мира (1952)
А.Швейцера, который "оставил преподавание в Страсбургом университете, игру на органе и
литературную работу, чтобы поехать врачом в Экваториальную Африку... с великой
гуманистической задачей" ("Письма из Ламбарене"). Одна из его книг носит название,
раскрывающее его отношению к миру, - "Учение о благоговении перед жизнью" (Швейцер
1989).
К "светлым" следует отнести и такие произведения, как "Эта странная жизнь" Д.Гранина
об энтомологе А.А.Любищеве, "Дом на набережной" и "Обмен" Ю.Трифонова, "Дети Арбата-
А.Рыбакова (герои последнего романа Саша Панкратов - юноша с чистым взором).
Для "светлых" текстов характерно обращение к предметам и явлениям, в которых может
быть усмотрена "целостность". Характерно, однако, что под это обозначение могут попадать
предметы или поступки, отнюдь не целостные. Так, в рамках одного из исследований по
эстетике (кстати, многие собственно искусствоведческие тексты также оказываются
"светлыми"), проводился эксперимент по номинации разных объектов материального мира
(Крупник 1985). Испытуемым предъявлялся неровный корень дерева, которому они должны
были дать название. Среди ответов были и "Сгусток всего ушедшего из мира", и "Эволюционное
дерево", и "Потусторонний мир", и даже "Хаос". Однако все эти названия охарактеризованы
автором исследования как такие, для которых характерно "видение мира во всей его
целостности" (там же, 153).
В тесной связи с семантикой "светлых" текстов находится их стиль. Он эмоционально
приподнят, возвышен и соответствует описанию благородных целей, к которым стремятся
персонажи "светлых" текстов.
При описании неблаговидных, нечестных поступков или недобрых идеи в "светлых"
текстах появляется пафос гневного разоблачения. Иногда возможна ритмизация текста
(А.Салынский "Ной и его сыновья").
Синтаксис "светлых" текстов характеризуется частыми красными строками (т. паз.
freestanding sentences).
Вот как, к примеру, располагает свой текст В.Шкловский-
"Жизнь течет обрывистыми кусками, принадлежащими разным системам.
Один только наш костюм, не тело, соединяет разрозненные миги жизни.
Сознание освещает полосу соединенных между собой только светом отрезков, как
прожектор освещает кусок облака, море, кусок берега, лес, не считаясь с этнографическими
границами.
А безумие систематично, во время сна все связано.
(Шкловский)
(См. также: Шкловский В. О теории прозы, где почти каждая фраза написана с красной
строки - Шкловский 1983, 3-8, 64-381)
"Светлые" тексты описывают мир идей и поступков, которые могут быть названы
возвышенными.
И лексика "светлых" текстов в полной мере отражает их стиль. Особое место среди
средств создания выразительности "светлых" текстов занимает возвышенная лексика старинного
русского литературного языка, пришедшая из языка богослужебных книг, обрядов, песнопений,
языка религиозной речи, отличающаяся "особенно значительным и величественным
содержанием" (Введение 1976. 239).
Прилагательные в  "светлых" текстах большей частью группируются вокруг смысла
Hosted by uCoz