Navigation bar
  Print document Start Previous page
 49 of 151 
Next page End  

для "активных" текстов.
Содержание романа заключается в том, что молодой человек по имени Артур Бертон,
обучаясь в духовной семинарии, заинтересовался политикой и вступил в организацию "Молодая
Италия". Его идеал - честность, откровенность, доверие и порядочность. Ложь, обман,
недоверие, предательство и клевета неприемлемы: совесть должна быть чиста.
В организации "Молодая Италия" Артур знакомится с девушкой Джеммой и ревнует ее к
другому члену кружка - к своему соратнику по борьбе Болле. Во время отъезда его наставника и
духовника епископа Монтанелли Артур, явившись на исповедь к другому священнику,
признается в своей ревности, попутно упоминая и об обстоятельствах, при которых он
встречается с девушкой и своим соперником. Священник доносит полиции о тайной
организации, и Артура арестовывают. Но из тюрьмы Артура отпускают как информатора.
Друзья отворачиваются от него. И вскоре его постигает новое разочарование: он узнает, что
Монтанелли является его отцом, то есть он обманывал его всю жизнь. Артур исчезает,
сымитировав самоубийство. Через несколько лет, явившись под псевдонимом "Овод", пишет
разоблачительные статьи в адрес католической церкви. Джемма к этому времени уже замужем
заБоллой.
Во время операции по перевозке оружия повстанцам Овода арестовывают. К нему в
камеру приходит потрясенный Монтанелли. ставший уже Кардиналом. Овод призывает его
бежать с ним за границу. Он говорит: "Я уведу вас в светлый мир. Заря близко. Неужели вы не
хотите, чтобы солнце вышло и над вами?'. Монтанелли отказывается. Тогда Овод пытается
бежать из тюрьмы, но болезнь подкашивает его, и побег не удается. Овода расстреливают.
Герой романа обладает высоким представлением о ценности человеческой жизни. Это
представление противостоит пониманию человека как машины или как игрушки и орудия в
чьих-то руках. Благоговение перед жизнью и вера в высокие нравственные идеалы пронизывает
мысли героев романа.
Вокруг Овода обилие подслушивающих, выслеживающих врагов и шпиков. Это делает
его очень подозрительным: "Постоянное напряжение этой борьбы начинало заметно сказываться
на нервах Артура. Зная, как зорко за ним наблюдают (в тюрьме - В. Б)., и вспоминая страшные
рассказы о том, что арестованных опаивают незаметно для них беладонной, чтобы подслушать
их бред, он почти перестал есть и спать. Когда ночью мимо него пробегала крыса, он вскакивал
в холодном поту, дрожа от ужаса при мысли, что кто-то прячется в камере и подслушивает, не
говорит ли он во сне".
Овод постоянно испытывает тревогу, недоверие и страх перед опасностью. Появляется
даже неприязнь, раздраженность и ярость, вызванная необходимостью борьбы против
несправедливости.
При этом в тексте постоянно встречаются чистые звуки, ясные, серебристые и красивые
голоса героев, лица героев озаряет вдохновение.
При всем том, что в модели порождения текста первичны именно субъективные
переживания, в тексте в качестве первопричины предстают обоснования "внешнего"
(сюжетного) характера: "Жандармы старались поймать его на слове и уличить... И страх попасть
нечаянно в ловушку был ...велик...
Такого рода ссылки на реальность делают текст убедительным и достоверным, а
художественность достигается за счет верного перевода с языка чувств на язык слов.
Интересным в этом плане является вопрос о природе описываемых в тексте
психологических состояний. Сама Э.Войнич говорила так же, как и многие другие писатели:
"Если бы меня спросили, почему я решила (писать — В.Б.) моим единственным ответом было
бы, что я не могла иначе. Я знаю только, что на протяжении всей моей долгой жизни бесплотные
создания моего духа, некоторые в человеческом образе, другие в форме музыкальных звуков,
приходили и уходили, не спрашивая моего разрешения, и мне оставалось лишь одно - по мере
сил своих поспевать за ними" (Войнич 1945, 330).
Hosted by uCoz