Navigation bar
  Print document Start Previous page
 54 of 151 
Next page End  

животных"; Ф.Зальтен "Бемби"; Б.Житков "Мангуста"), а также среди сказок для детей
(Б.Брагин "В стране дремучих трав", братья Гримм, Р.Киплинг, Я.Корчак, С.Ла-герлеф, Н.Носов,
Д.Свифт, К.Чуковский, С.Маршак и мн. др.).
Жанр, в котором достаточно распространены "темные" тексты, - это детективы (А.Конан-
Доил "Приключения Шерлока Холмса", С.Жапризо "Ловушка для Золушки"; П.Буало,
Т.Нарсежак "Волчицы") и научная фантастика (Г.Дж.Уэллс "Машина времени", "Человек-
невидимка", АТолстой "Аэлита", "Гиперболоид инженера Гарина").
Для лучшего понимания сущности "темного" текста рассмотрим некоторую ментальную
ситуацию, когнитивной моделью которой он является.
Граница между двумя государствами. С одной стороны - наши ребята, с другой -
хитрый и опасный противник. Противник строит коварные планы, он в любой момент готов
напасть на нас, захватить врасплох, а затем превратить нас в своих рабов, оболванить, одеть в
одинаковую форму, заставить нас забыть свою историю, заставить выполнять только ему
понятную работу. Что мы должны делать, чтобы избежать плена, захвата, порабощения?
Понимая, что противник может оказаться умнее нас или сильнее даже в чисто физическом
плане, мы должны быть готовы к неожиданному нападению. По незначительным, мелким
деталям мы должны разгадать его возможные шаги; наблюдая за ним, догадаться о готовящемся
нападении. А уж если нападение совершено, то мы должны противопоставить ответные
действия и, конечно, уничтожить врага.
______________________________________________
В аннотации к этой книге отмечается, что она "учит школьников умению мастерить
простейшие (sicl
— В.Б.) вещи для дома и школы". Показательно для нас также многоточие в
названии этой и предыдущей книг.__________________________________________________
Именно такова "референциальная основа когнитивной интерпретации" (Дейк 1989, 141)
ряда ментальных ситуаций в "темных' текстах. В данном случае это соответствует "наиболее
рациональному поведению при силовом задержании", называемому контрразведчиками
приемом "качание маятника" (В.Богомолов "Момент истины").
Эта базовая ситуация может обрастать большим количеством мелких подробностей и
деталей. Например, противника можно угадать по различным звукам (по шороху листвы под
ногами, по шуршанию одежды, по скрипу обуви и т.д.). Противник может ударить по голове или
даже в пах, у защитника может потемнеть в глазах, он может даже упасть, причем противник
засмеется злобным смехом.
Рассмотрим более подробно характеристики героев "темных" текстов, систему их
образности, стилистические особенности и их рецептивный аспект, с опорой на их
психофизиологическую основу.
Персонажи "темного" текста Простой
герой
Как правило, положительный герой "темного" текста - это ПРОСТОЙ человек, который
хорошо знает свое дело, а еще лучше делает свое дело. Он нормальный, естественный человек, с
простыми желаниями и устремлениями. Он звезд с неба не хватает, "академии не кончал", но
при этом он не глупый', когда надо, он может понять, а самое главное - сделать. Этот простой
человек работает, как правило, своими руками в большей степени, чем головой, он занят
ежедневным физическим трудом, что подчеркивает его простоту и естественность, его
негероизм.
Чисто герой "темного" текста бывает маленького роста (или ниже других персонажей).
Это своего рода "психологический комплекс" главного героя, который хочет все время вырасти,
стать большим и взрослым. При этом он страшно не любит, когда с ним
обращаются как с маленьким, не проявляют к нему должного уважения, не
считаются достоинством.
с  его  человеческим
Hosted by uCoz