Navigation bar
  Print document Start Previous page
 62 of 151 
Next page End  

В "темном" тексте преобладает такой семантический компонент, как 'тоска'. Она
отличается от печали и грусти в "печальном" тексте (см. ниже). Здесь 'тоска' не только
сопровождает события, разворачивающиеся в "темном" тексте, она давит, заставляет героя
активно действовать, избавляться от нее.
По модальности и семантике 'тоска' в "темном" тексте близка к интериоцептивным
ощущениям (см. о сфере "темных чувств" Лурия 1975, 13). Однако, в рамках нашей типологии
эквивалентом этого психосоматического компонента является дисфория как возникающее при
некоторых психических заболеваниях, и прежде всего при эпилепсии, такое расстройство
настроения, которое сопровождается чувством тоски, злобы и страха'.
На следующий день после совершения убийства Раскольников "шел, смотря кругом
рассеянно и злобно" (Достоевский "Преступление и наказание"). Тоска и неудовлетворенность
преследуют героя романа Ф.Кафки "Замок".
Безысходная, невыносимая, нарастающая тоска охватывает персонажей романа
Ч.Айтматова "Плаха".
"Ночью у зека Абарчука, - пишет В.Гроссман в "вязком" по эмоционально-смысловой
доминанте тексте "Жизнь и судьба", - был приступ тоски. Не тон привычной и угрюмой
лагерной тоски, а обжигающей, как малярия, заставляющей вскрикивать, срываться с нар,
ударять себя по вискам, по черепу кулаками".
Смена эмоционального состояния
Тесно связан с предыдущим и семантический компонент 'смена эмоционального
состояния'. Психологическое состояние персонажа "темного" текста меняется быстро,
неожиданно, резко, вдруг, сразу. Но кроме того, возможен также переход от тоски к ярости и от
состояния удовлетворения к злобе. Так, "в течение всего января ... сограждане (Орана, где была
чума - В. Б.) воспринимали происходящее самым противоречивым образом. Точнее, от
радостного возмущения их тут же бросало в уныние".
(Л.Камю "Чума").
I
В психиатрической литературе дисфория определяется как "угрюмое, ворчливо-
раздражительное, злобное и мрачное настроение с повышенной чувствительностью к любому
внешнему раздражителю, ожесточенностью и взрывчатостью" (Справочник 1985,47; гм. также
Практический 1981,82; Пулатов, Никифоров 1983,145).
Психическим эквивалентом этого явления оказывается неожиданное изменение
настроения при эпилепсии, при котором возможно как "состояние злобной тоски и тревоги"
(Портнов, Федотов 1971, 188), так и "состояние экзальтации, беспричинная восторженность"
(там же).
Смех
В "темных" текстах важную роль играет смех. Наиболее часто встречаются такие глаголы
и существительные, как улыбаться, улыбки, усмешка, ухмыльнуться, насмешка, хохот, ухмылка,
хохотать, захохотать, разразиться смехом (хохотом).
Положительный герой "темного" текста не любит, когда над ним смеются, насмехаются,
когда в лицо ухмыляются, он ненавидит ухмылки, которыми его может вывести из себя
отрицательный герой, он считает смех издевательством, унижением своего достоинства, и он
вызывает у него ярость.
К примеру, постоянно преследуют смех и ожидание смеха, ухмылки и насмешки Артура
— героя романа Войнич "Овод": "Это у него навязчивая идея: ему кажется, будто люди над чем-
то смеются. Я так и не понял - над чем", - говорит товарищ Овода Мартин.
Даже улыбка врага вызывает у Овода бешенство: "Артур поднял глаза на улыбающееся
лицо полковника. Им овладело безумное желание наброситься на этого щеголя... и вгрызться
ему в горло".
Hosted by uCoz