Navigation bar
  Print document Start Previous page
 75 of 151 
Next page End  

того, очевидно, что бранные слова оказываются по преимуществу связанными с физиологией
человека (Жельвис 1992, 7, 18, 21, 26, 33-35), характерной именно для "темных" текстов.
Не будет преувеличением сказать, что так называемая стилизация под бескультурного
человека (характерная, в частности, для М.Зощенко и Вл.Высоцкого) является проявлением
личностного (а не только жанрового) стиля автора.
_____________________________________
о лексике, связанной с вестибулярными ощущениями, см. выше.
Вместе с тем, было бы неоправданным упрощением трактовать сниженность стиля
только как проявление личности автора. Возможности культурологического подхода показаны, в
частности, Бахтиным в работе по народной культуре Средневековья и Ренессанса, вторая глава
которой носит название "Площадное слово в романе Рабле" (Бахтин 1990, 159-216). И все же
сниженность стиля в рамках психиатрического литературоведения мы связываем
преимущественно со всем тем психологическим содержанием, которое обусловлено
эмоционально-смысловой доминантой "темных" текстов.
4.6. Синтаксис темных текстов
Как мы отметили выше, при описании состояний человека в "темных" текстах
обращается внимание на смену психического состояния героя, на импульсивность его
поведения. Герои сталкивается с массой препятствий, и описание их преодолений делает текст
не столько динамичным, сколько резким и отрывистым.
На уровне поверхностной структуры эта отрывистость проявляется в пропусках глаголов,
местоимений и союзов. В целом, говоря о синтаксисе "темных" текстов, следует отметить в них
обилие таких пунктуационных знаков, как тире, двоеточие, кавычки, многоточие в начале и в
конце абзацев. Есть и сочетания восклицательного знака с многоточием и вопросительных с
многоточием, и вопросительного с восклицательным. Такая "морзянка" придает тексту резкость
и отрывистость.
Так, детектив В.Богомолова "Момент истины" носит подзаголовок "В августе сорок
четвертого...", в который включено многоточие. В самом тексте, изобилующем документами,
"текстуально идентичными подлинным документам'", есть целые страницы, где каждая фраза
прерывается многоточием.
Приведем небольшой фрагмент из этого произведения с сохранением авторской
пунктуации:
"Выжженная солнцем трава... Зной... Пыль... Духота... Чтобы заставить его отойти и
захватить колодец, немцы подожгли степь... огонь, клубы густо-едкого дыма надвигались на
боевые позиции роты с трех сторон. И за этой завесой наступали немцы: пехотный батальон
полного состава! А в роте было девятнадцать человек, два станкача и пэтээр..."
По сделанным ноблюдениям, документальность, при которой художественный текст
основывается на других источниках, характерно в первую очередь для "темных" текстов. В
частности, известно, что отнесенные к "темным" тексты В.Пикуля имеют документальную
основу
4.7. Рецептивный аспект "темных" текстов
Рассмотрение столь специфичных "темных" текстов представляется неполным без учета
их восприятия.
В этом разделе мы приведем наиболее типичные примеры оценок "темных" текстов,
имеющихся в критической литературе (прежде всего, литературоведческой).
В достаточно известном и неоднократно переиздававшемся научно-фантастическом
рассказе С.Гансовского "День гнева" (1976) рассказывается о том, как некие ученые создали
человекоподобные существа - отарков - которые умные, но злые. Вот какой комментарий дает
литературный критик: "Может показаться, что суть рассказа С.Гансовского "День гнева" -
Hosted by uCoz