Navigation bar
  Print document Start Previous page
 78 of 151 
Next page End  

доминанты, отнюдь не направлен на "уничтожение искусства", но предполагает обнаружение
таких типологических особенностей текста, на которых не акцентируется внимание других
исследователей.
Глава пятая "Печальные" тексты
В "печальных" текстах герой молод, полон надежд, но умирает, либо стар и беден и
вспоминает свою молодость Они лиричные по стилю и нередко написаны в поэтических жанрах
Основная идея, выраженная в "печальном" тексте состоит в том, чтобы дорожить каждым
прожитым днем, любить жизнь, несмотря на то, что она тяжела и изнурительна. Смерть
показывается тут как избавление от страдания, она сладка.
Для героя "печального" текста все в прошлом, которое прекрасно (только "воспоминание
приносит успокоение, возвращая минувшие дни, полные радости" - Дж.Байрон "Детские
воспоминания") Но в прошлом сделано много ошибок и поэтому в настоящем - страдания и
чувство вины за прошлое. В будущем - одиночество, холод, смерть
Автор "печального" текста всем содержанием произведения словно просит пожалеть
своего героя, войти в его положение Он словно надеется на мягкость, снисходительность и
сочувствие
5.1.
Типичный "печальный" текст
В качестве примера типичного "печального" текста приведем пьесу Т Уайлдера "Наш
городок".
Пьеса построена целиком на мотиве неизбежности и сладости смерти Она начинается с
того, что автор сообщает о смерти всех обитателей городка, жизнь в котором он описывает
Главная героиня - красивая девушка - умирает. На кладбище, в могиле, она узнает о
возможности вернуться в мир живых Другие мертвые отговаривают ее от этого шага, но она
стремится туда, возвращается в один из дней своего прошлого, видит себя молодой, веселой и
возвращается в могилу с еще большей тяжестью на сердце.
Другим типичным примером "печальных" текстов является миниатюра И С Тургенева из
"Стихотворений в прозе   под названием "Повесить его". В ней описывается, как смирного
денщика Егора хотят повесить по подозрению в не совершенном им воровстве двух кур. Он
реагирует так:
Тут он совсем помертвел - и только два раза с трудом воскликнул "Батюшки' Батюшки' А
потом вполголоса "Видит Бог, не я!" . Я был в отчаянии "Егор! Егор!- кричал я, - как же ты это
ничего не сказал генералу'" "Видит Бог, — не я, — повторил, всхлипывая, бедняк".
В психодиагностических работах о лицах с диагнозом "депрессия" говорится следующее.
"Видя причину всех бед в самих себе, в собственной неполноценности и "греховности", они
считают бессмысленным бороться, сопротивляться, не способны ни к какой действенной
инициативе. Они покорно склоняют голову под ударами судьбы, отличаются бессловесностью и
долготерпением" (Мельников, Ямпольский 1985, 226).
Психолингвистический анализ показывает, что депрессивность проявляется, в частности,
в творчестве таких русских писателей, как Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Бунин Иными
словами, большая часть русской классической литературы оказывается "печальной" на
основании сходства вербализованной в них картины мира с мироощущение депрессивной
личности (Белянин 1996).
Рассмотрим сущность депрессивной акцентуации.
5.2.
Депрессивная акцентуация
Выделяя среди заболеваний психопатического круга депрессию, Ганнушкин называет
людей, подверженных депрессии, "конституционально-депрессивными" личностями
(Ганнушкин   1984,   252-254).   При   этом   он   отмечает,   что   "в   чистом   виде   эта   группа
Hosted by uCoz