Navigation bar
  Print document Start Previous page
 80 of 151 
Next page End  

иллюзорному средству разрешения конфликта - к алкоголю (Мельников, Ямпольский 1985, 289-
302). Тревожность снижается, и "тягостное настроение", располагающее к пьянству, улучшается
(Бурно 1990, 107).
Итак, мягкость, спокойствие, приветливость, чуткость и доброе отношение к людям - с
одной стороны. И пессимизм, неуверенность в себе, склонность к чувству вины - с другой. Это и
есть основа амбивалентной (конфликтной в данном случае только внутренне) установки
личности с депрессивной акцентуацией.
Рассмотрим более подробно, как она реализуется в текстах, которые мы называем
"печальными".
5.3. Психолингвистические особенности печальных" текстов
Психостилистический подход к тексту предполагает, что семантические классы слов,
несущие эмоциональную образность, расположены не в соответствии с их упорядоченностью в
системе языка и отнюдь не в соответствии с научной картиной мира (Белянин 1990а). Их
наличие, соположенность и противопоставленность определяются системой "конструктов
личности" (Дж.Келли), своеобразным по семантике мироощущением, которое, в свою очередь,
обусловлено типом акцентуации личности.
В структуре эмоционально-смысловой доминанты "печальных" текстов ключевую роль
играют следующие семантические комплексы: возраст (юность/радость), богатство/нищета,
радость/печаль, жизнь/смерть, сожаление, подчиненность, немота, тяжесть, вдох, приятный
запах.
+
Сопутствующие
ЮНОСТЬ
СТАРОСТЬ
компоненты
ОДИНОЧЕСТВО
РАДОСТЬ
СМЕРТЬ
КЛАДБИЩЕ, ГРОБ
БОГАТСТВО      НИЩЕТА
ХОЛОД
ПОДЧИНЕННОСТЬ
НЕМОТА
СОЖАЛЕНИЕ
ТЯЖЕСТЬ, ВЗДОХ
ПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ
Возраст
В "печальном" тексте герой, как правило, молод или вспоминает о своей молодости,
когда он был силен, красив, жизнедеятелен. При описании прошлого дается некоторая его
идеализация, что также связано с психологической доминантой - депрессивностью.
Молоды погибшие герои повестей Б.Васильева "А зори здесь тихие..." и "Завтра была
война". Юны герои Пушкина-Дубровский, Татьяна, Ленский (погибший во цвете лет}, Ольга,
Моцарт (отравленный Сальери), Герман.
Смерть
"Печальные" тексты часто завершаются смертью главных героев. Умирает
лермонтовский Мцыри ("Мцыри"), погибает Бэла, играет со смертью Печорин ("Герой нашего
времени"). Умирают герои повестей Васильева "Азори здесь тихие...", а его повесть "Завтра
была война" начинается с того, что говорится о смерти многих одноклассников, окончивших
школу летом 1941 года. Словами о находящемся при смерти дяде начинается и пушкинский
"Евгений Онегин". О смерти говорит и первая фраза повести Э.Сигала "Истории любви":
Что можно сказать о двадцатипятилетней девушке, которая умерла ?
Что она была красивой ч умницей. И что она любила Моцарта и Баха. И меня.
Кончает жизнь самоубийством юная героиня Н.Карамзина, брошенная богатым
любовником ("Бедная Лиза"),
На первой странице романа Т.Уайлдера "Мартовские иды" есть такой абзац:
Hosted by uCoz