Navigation bar
  Print document Start Previous page
 90 of 151 
Next page End  

Глава шестая "Веселые" тексты
Анализ по методу эмоционально-смысловой доминанты с привлечением
психиатрического и психолингвистического подходов позволяет выделить из числа других
типов "веселые" тексты.
"Веселые" тексты описывают поведение преуспевающего человека, который
сталкивается с препятствиями или опасностями, но успешно преодолевает их и достигает
высшей степени успеха.
Тематически "веселые" тексты посвящены людям так называемых отважных профессий.
Это романы о парашютистах, влюбленных в свою профессию и совершающих подвиги. Это
повести об отважных ребятах-шоферах, которые пробиваются с важным грузом сквозь снежные
заносы, о ворах, музыкантах, военных, путешественниках, полицейских.
Главный герой удачливый, остроумный, оптимистичный, находчивый и эрудированный.
В "веселом" тексте - обилие событий и их участников, происходит частая смена места действия.
Нередко принадлежность текста к тому или иному типу можно выявить с самого начала.
Начинается "веселый" текст обычно с того, что главный герой случайно оказывается в такой
ситуации, когда ему надо действовать смело и энергично, а за это он имеет шанс получить
большое вознаграждение. Далее с героем происходят совершенно невероятные приключения, в
результате которых он становится сказочно богатым человеком. В финале герой побеждает всех
противников и устремляется к новым приключениям. Своеобразным лозунгом "веселых"
текстов может служить высказывание:
"Вся жизнь-игра".
Атрибуция произведения как авантюрного или плутовского романа в большинстве
случаев также свидетельствует о том, что текст создан в соответствии с этой эмоционально-
смысловой доминантой. Немало кинокомедий об удачливых гангстерах и охотниках за ними
созданы также на основе этой же эмоционально-смысловой доминанты.
Стиль "веселых" текстов легкий и свободный.
6.1. Типичный веселый текст
В качестве типичного "веселого" текста рассмотрим детектив Иоанны Хмелевской "Что
сказал покойник".
Героиня романа, выиграв на ипподроме четыре тысячи шестнадцать крон, отправляется в
нелегальный игорный дом. Там, находясь в восторженном состоянии, она, не зная сама почему,
выиграла. При этом ее сумка до отказа забита деньгами, но она продолжает упорно выигрывать.
Внезапно в казино начинается перестрелка. Героине посчастливилось услышать последние слова
одного из умирающих гангстеров, и она узнает о кладе, который зарыт где-то в горах на каком-
то острове. Ее "похищает международная шайка гангстеров и самолетом вывозит в Южную
Америку. Тема и напряженность действия, - пишет в послесловии к детективу В.Хорев, -
возрастают с каждой главой, с героиней происходят совершенно невероятные приключения.
Неистощимая фантазия автора, кажется, не знает границ. Побеги и пытки, перестрелки и
убийства, переодевания, предательства и измены, любовные истории, дворцы и сырые
подземелья, яхты, лимузины, игра в прятки с вертолетом и даже морской бой, который героиня
успешно ведет в одиночку на похищенной у гангстеров чудо-яхте. ... Хмелевская мастерски
создает сцены и ситуации ... взять хотя бы эпизод, когда героиня, располагая одним лишь
вязальным крючком, делает подкоп из подземелья средневекового замка во Франции, куда ее
заточили гангстеры" (Хорев 1988, 588). Конечно, в конце концов она становится
обладательницей несметных сокровищ.
Естественно, что вопрос об эстетических и "художественных достоинствах" (в данном
Hosted by uCoz